Самолет Grumman S-2 Tracker


Более 45 лет самолеты Tracker — Grumman S2F и S-2 — патрулировали мировой океан, выслеживая субмарины. Небольшое число таких машин эксплуатируется и сегодня, но это лишь остатки некогда огромного парка, состоявшего на вооружении в 15 странах. В момент своего появления в войсках «коренастый, приземистый и тупорылый» Grumman Tracker получил прозвище «Stuff», производное от исходного обозначения S2F (произносили как «STooF»). Он был первым самолетом, способным самостоятельно находить и уничтожать субмарины. Grumman Tracker стал основным противолодочным самолетом ВМС США и широко поставлялся на экспорт. 

В середине 20-го века авиация шагнула далеко вперед, но многие достижения того периода остались в тени последующего прогресса. Одним из таких знаковых, но полузабытых достижений является Grumman S-2 Tracker, который еще остается на вооружении в нескольких странах как базовый патрульный самолет. Правда, по сравнению с современными противолодочными комплексами типа Lockheed S-3 Viking самолетS-2 выглядит уже примитивным. Но в 1954 году, когда началась эксплуатация Tracker, ситуация была иной. Самолет объединил возможности сразу двух своих предшественников.

До появления Tracker в ВМС США для поиска и уничтожения подводных лодок приходилось использовать одновременно не менее двух самолетов палубного базирования. В 1950 году на вооружение приняли Grumman Guardian в двух модификациях: «охотник» AF-2W с большой поисковой РЛС и «убийца» AF-2S с глубинными бомбами и торпедами, оснащенный небольшой РЛС. Для авианосца в силу ограниченной площади палубы всегда имели значение размеры самолета, поэтому совмещение в одном самолете функций «охотника» и «убийцы» стало огромным по тем временам достижением.Первый шаг был сделан 30 июня 1950 года, когда компании «Grumman» поручили разработку преемника самолета Guardian. Проект получил фирменное обозначение G-89 и обозначение ВМС CLUA-XS2F-1 Sentinel. Ключевыми требованиями к самолету с большой (для того времени) полетной массой стали способность действовать с авианосцев и дальность полета не менее 1610 км. Были заказаны два прототипа, первый из которых взлетел 4 декабря 1952 года в Бетпейдже, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Вскоре после первого полета наименование изменили с Sentinel на Tracker, а в 1962 году изменили и обозначение с S2F на S-2.

Выполнивший первый полет в конце 1952 года, самолет представлял собой цельнометаллический высокоплан полумонококовой конструкции, оснащенный двумя поршневыми моторами. Много-лонжеронное крыло было выполнено для удобства базирования на авианосце складным, внешние секции консолей поднимались вверх i помощью гидравлики. Состав механизации крыла во многом определили условия взлета и посадки на авианосец: на Tracker имелись щелевые закрылки, занимавшие большую часть размаха крыла и неподвижные щелевые предкрылки на внешних секциях консолей. Ближе к законцовкам были установлены небольшие элероны, а на верхней поверхности крыла монтировались интерцепторы.Обычное на первый взгляд хвостовое оперение, тем не менее, было разработано с учетом требований ВМС и оснащено составным рулем направления. На взлете, посадке и в аварийных ситуациях, типа отказа одного мотора, в дополнение к задней секции руля отклонялась и его передняя секция. Шасси состояло из убираемых в мотогондолы одноколесных основных опор, двухколесной носовой и одноколесной аварийной хвостовой опор. За исключением нескольких первых машин все Tracker оснащались 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения Wright R-1820-82WA мощностью по 1525 л. с. (1137 кВт).

Поисковое оборудование самолета постоянно совершенствовалось. Но функции членов экипажа были определены изначально: командир, второй пилот (с дополнительными обязанностями штурмана, радиста и оператора прожектора), оператор РЛС, наблюдатель/оператор магнитометра. Магнитометр с небольших дистанций обнаруживал погруженные в воду металлические объекты, датчики этой системы ASQ-10 размещались на вынесенной за хвостовую часть штанге. Для поиска субмарин на больших расстояниях предназначалась РЛС APS-38, антенна которой находилось в обтекателе за отсеком вооружения. Для выполнения поисковых операций ночью имелся мощный дистанционно управляемый прожектор под правой консолью крыла.

Первой Tracker получила эскадрилья VC-26, ей самолеты S2F-1 (с 1962 года — S-2A) поступили на вооружение в феврале 1964 года. Всего построено 740 машин S2F-1, часть из которых экспортировали в дружественные США страны, где их использовали как с кораблей, так и с береговых аэродромов. Качественное совершенствование началось с модернизации нескольких машин в S2F-1S (позже S-2B) путем монтажа пассивной акустической системы обнаружения AQA-3 Jezebel с использованием сбрасываемых буев и Julie автоматической системы прокладки курса на боевом пути.Комбинацию Jezebel/Julie ставили и на самолеты S2F-1S1 (позже S-2F). Следующий вариант S2F-2 (S-2C) отличался обтекателем-«приливом» слева на отсеке вооружения, за счет которого стало возможным размещение более габаритных боеприпасов. На S2F-2 пришлось несколько увеличить площадь стабилизатора. До начала выпуска улучшенного S2F-2 построено 77 самолетов S2F-2.