Самолет Fouga CM.170-1 Magister

Остававшийся в тени многих других учебных самолетов, Magister фирмы «Fouga» оставался на службе около 50 лет, а модернизированные машины были сняты с вооружения в 2010 году. За эти годы самолет активно использовался Израилем в боевых действиях, и на нем летали несколько известных пилотажных групп.После первого полета самолета Magister 23 июля 1952 года в дополнение к трем прототипам французское правительство заказало в июне 1953 года первую партию из 10 предсерийных Fouga CM.170-1 Magister. В январе 1954 года началось полномасштабное производство самолета для ВВС Франции. На смену первому варианту с двигателями Marbore II вскоре пришел вариант СМ.170-2, оснащенный ТРД Marbore VI.



В 1958 году «Fouga» была куплена компанией «Potez», которую в свою очередь в 1967 году приобрела «Sud Aviation». К моменту завершения серийного производства в середине 1969 года эта фирма вошла в состав «Aerospatiale». Последним серийным вариантом стал СМ.170-3 (СМ.173) Super Magister, отличавшийся немного увеличенным запасом топлива, катапультными креслами Martin-Baker и новым фонарем кабины.Во Франции было выпущено 589 Magister (включая прототипы и предсерийные самолеты) и 32 СМ.175 Zephyr. Кроме этого, по лицензии в Германии фирмой «Flugzeug Union Sud» было построено 188 самолетов, финская «Valmet» собрала 62 машины, а израильская IAI — 36, что довело их общее число до 907 машин.Поставки первых самолетов в Ecole de l’Air (главное авиационное училище ВВС) в Салон-де-Про-ванс начались в 1956 году, а в Ecole de Chasse (училище лет-чиков-истребителей) в Мекнесе (Марокко) — в феврале 1958 года. Последнее подразделение вернулось во Францию, в Оранж, в феврале 1961 года, став Escuadron de Transition Reacteur 40/115 (позднее Division TR 07/716).

Весной 1961 года из Северной Африки во Францию также вернулось подразделение Division des Moniteurs de Pilotage (начало получать Magister с 29 декабря 1961 года), отвечавшее за подготовку инструкторов. В апреле 1966 года это подразделение стало 313-й авиашколой (Groupement Ecole), a Ecole de Chasse преобразовали в 314-ю авиашколу, ее Magister поступили в Division Instruction de Cognac (инструкторское подразделение), ставшее 315-й авиашколой.В Ecole de Chasse сочли самолет Magister не подходящим для тактической боевой подготовки и заменили его на Mystere IV и Lockheed Т-33, которым на смену с 1979 года пришли Dassault Alpha Jet.Морской вариант Magister (первоначально известный как СМ.175 Esqif) совершил первый полет 30 мая 1959 года, и за двумя прототипами была построена серия из 30 самолетов. В октябре 1959 года оснащенный посадочным крюком СМ.175 (вскоре переименованный в Zephyr) поступил на вооружение 59-й эскадрильи.

Это подразделение скоро сформировало пилотажную группу «Patrouille de Voltige d’Hyeres», ставшую конкурентом группы ВВС  знаменитой «Patrouille de France».С июня 1984 года Magister из 315-й авиашколы начали заменять на Airospatiale Epsilon, а полностью переоснащение подразделения завершилось к концу 1989 года. Командный состав проходил подготовку в 312-й инструкторской авиашколе (Groupement Instruction), которая перевооружилась на EMBRAER ЕМВ-312 Tucano в 1991-1992 годах. Но даже после того как в 1994 году были списаны последние учебные Magister, эти самолеты продолжали использоваться в качестве разъездных, для тренировок полетам по приборам и связи на передовых авиабазах.Самолеты СМ.175 Zephyr были сняты без непосредственной замены, и новые пилоты проходили обучение в ВМС США. Надежды на приобретение морского варианта Alpha Jet не оправдались из-за малого объема возможного заказа, а политические соображения не позволяли Франции приобрести Т-45 (вариант британского Hawk).

Хотя ВВС Франции были самым крупным и важным оператором самолета(получено 437 серийных машин), довольно большое число Magister пошло на экспорт. Австрия получила 18 самолетов, Бельгия — 48, Бразилия — 7, Камбоджа — 4, Конго — 6, Финляндия — 20 (не считая 62, построенных по лицензии), Германия  62, Израиль — 18 (и 36 по лицензии), а Ливан — 4. Подержанные самолеты из Австрии, Бразилии, Франции, Германии и Израиля позднее были поставлены Алжиру, Бангладеш, Камеруну, Габону, Ирландии, Ливии, Марокко, Сальвадору, Сенегалу и Того. Кроме того, Израиль также покупал подержанные машины, чтобы поддерживать численность своих машин.

Ирландия списала последний Magister в сентябре 1999 года, а Бельгия продолжала использовать 11 машин, сведенных в подразделение Fouga Flightuntil, для поддержания летной квалификации до сентября 2007 года. Израиль продолжал эксплуатацию своих модернизированных Tzukit до 2010 года, заменив их самолетами Beech Т-6 Texan II.Компания «Aerospatiale» надеялась повторить успех Magister с самолетом Fouga 90, сочетавшим крыло и оперение предшественника с новым фюзеляжем, кабиной, шасси от СМ.175 и оснащенным парой ТРДД Turbomeca Astafan IIG тягой по 6,94 кН. Созданный в инициативном порядке прототип совершил первый полет 20 августа 1978 года. Хотя он выгодно отличался от конкурентов низкой стоимостью эксплуатации, заказов не последовало, и в 1980 году программа была закрыта.