Самолет F-5E Tiger II

ВВС Республики Сингапур (RSAF) являются крупным оператором самолетов Tiger II, располагая 51-й машиной вариантов F-5E и F-5F, сведенных в три эскадрильи. Здесь изображен F-5E в окраске 144-й эскадрильи «Black Kite», ставшей в 1979 году первым подразделением, вооруженным этими самолетами. Эскадрилья в основном решает задачи ПВО, и ее самолеты несут соответствующий двухцветный светло-серый камуфляж. 144-я эскадрилья также стала первой в RSAF, получившей модернизированные самолеты F-5S, официально объявленные боеготовыми в 1999 году.

F-5E оснащен небольшим рулем направления, его металлическая обшивка усилена сотовым заполнителем. Управление рулем осуществляется с помощью двойного гидропривода, установленного в верхней части фюзеляжа. На вершине киля установлена антенна УКВ-связи. Верхняя горизонтальная пластина работает в качестве аэродинамической шайбы-перегородки, «финлета» (finlet), повышая эффективность киля. Неподвижная верхняя задняя часть киля занята пятью, работающими синхронно, УКВ-антеннами системы связи.В 1979 году Сингапур разместил заказ (тогда стоивший 113,2 млн долларов) на 18 самолетов варианта F-5E, на три F-5F и 200 ракет AIM-9J-1 Sidewinder. В 1981 —1983 годах были дополнительно закуплены еще шесть F-5E и три F-5F. Тогда же RSAF приобрели свои первые ракеты класса «воздух—поверхность»  200 штук AGM-65A Maverick. Вторая эскадрилья F-5 была сформирована в июне 1986 года, и были закуплены шесть дополнительных F-5E, поставленных в конце года. В декабре 1987 года приобрели еще три F-5F. Даже после закрытия сборочной линии «Northrop» Сингапур получил еще пять F-5E в 1989 году, собранные американцами из оставшихся запасных частей. «Singapore Aerospace» переделала восемь F-5E в разведчики RF-5ETigereye. Программа модернизации (при содействии компании «Northrop») началась в 1990 году, и самолеты получили возможность нести стандартные для RF-5E комплекты аэрофотокамер. В 1994 году Сингапур приобрел семь дополнительных самолетов F-5E у Иордании. В общей сложности Сингапур получил 42 самолета варианта F-5E и девять двухместных F-5F.

При взлете пилот с помощью электропривода открывает по шесть створок подпитки с каждого борта, обеспечивающих подачу дополнительного воздуха двигателям. Их место установки выбрано благодаря малым размерам двигателей, находящихся в хвостовой части самолета. Створки автоматически открываются в воздухе на малой скорости.Носок крыла F-5E сделан отклоняемым вниз (с помощью электромоторов)-^ изменения кривизны профиля. На малых скоростях (взлете и посадке) они могут отклоняться на 24°, а при маневрировании со скоростями до М=1 — на 12°. Небольшие элероны, не доходящие до за-концовок, оснащены гидроприводом. Внутреннюю заднюю часть крыла занимают простые щелевые закрылки с электрическим приводом. На внешней части консолей крыла установлены строевые огни для ночных полетов.

На пусковых устройствах законцовок крыла F-5E может нести любую модификацию ракеты AIM-9 Sidewinder без необходимости использования специального оборудования. Этот сингапурский истребитель несет пару ракет AIM-9P, использовавшихся в 1980-х годах. Также самолет оснащен парой ПТБ под крылом емкостью по 1041 л.Консоли горизонтального стабилизатора установлены по бортам в нижней части фюзеляжа. Они приводятся сдвоенными гидроцилиндрами и используются только для управления по углу атаки. В контейнере над выхлопными трубами двигателей размещается тормозной парашют. Он всегда используется при посадке на мокрую или покрытую наледью ВПП.

F-5E оснащен герметичной кабиной с кондиционированием. Беспере-плетный ветровой козырек может выдержать столкновение с птицей, фонарь кабины откидывается в направлении назад-вверх. Пилот сидит в облегченном катапультном кресле, обеспечивающем покидание самолета при нулевой скорости на нулевой высоте. Приборное оборудование кабины выполнено по стандартам «доцифровой» эры. Прицел-вычислитель AN/ASG-31 автоматически получает информацию от РЛС при ведении воздушного боя, но требует ручного ввода данных при атаках наземных целей. Прицел имеет возможность фиксации результатов. Съемная 16-мм камера заряжается 15 м пленкой. Кабина модернизированных самолетов F-5S оснащена оборудованием, соответствующим современным стандартам. Каждый двигатель J85 получает воздух через простой нерегулируемый воздухозаборник с острой кромкой, размещенный в передней части фюзеляжа. Внутренняя стенка воздухозаборника имеет 10 групп небольших отверстий для слива пограничного слоя. Корневые наплывы (LERX) значительно больше, чем у ранних F-5A. Они увеличивают площадь крыла, улучшают обтекание при маневрах с большой перегрузкой и повышают подъемную силу на малых скоростях. Над каждым наплывом установлены небольшие навигационные огни.

Фирма «SingaporeTechnologies Aerospace», располагающаяся в Пайя Лебар (на основной базе сингапурских F-5), провела модернизацию парка Tiger ll/Tigereye. Основной задачей модернизации была установка современной «цифровой» кабины с двумя цветными многофункциональными индикаторами BAE Systems MED-2067, широкоугольным индикатором на лобовом стекле GEC/Ferranti 4510 и инерциальной навигационной системой Litton LN-93. Одноместные истребители F-5S получили многорежимную РЛС FIAR Grifo-F. Восемь разведчиков Tigereye были аналогичным образом доработаны в 1998 году до стандарта RF-5S, сохранив фотокамеры в носовой части вместо РЛС. Двухместные F-5F также были доработаны, сменив обозначение на F-5T. Модернизация проводилась совместно с израильской фирмой «Elbit Systems», отвечавшей за интеграцию систем. По неподтвержденным данным самолеты также получили совместимость с ракетами Rafael Python 4, систему предупреждения об облучении Elisra SPS2000 и нашлемный прицел Elbit DASH.

Базовая навигационная информация обеспечивается системой TACAN (tactical air navigation). Аппаратура ARN-118 используется для получения данных о положении самолета путем запроса специальных наземных станций. Противник может обнаружить и определить положение F-5, перехватив эти запросы, что делает самолет уязвимым. Сразу за прямоугольной антенной TACAN снизу носовой части установлена большая антенна УКВ/системы опознавания. Она служит для систем связи и опознавания в нижней полусфере самолета. Панели в носовой части могут быть сняты, обеспечив доступ к аккумулятору и преобразователю переменного тока (115/200V), используемому для его заряда.