Самолет Douglas С-47

Являясь дальнейшим развитием DC-3, самолет С-47, без сомнения, стал самой удачной транспортной машиной союзников времен войны. С-47 появлялся везде, где действовали войска антигитлеровской коалиции, эвакуируя раненых, сбрасывая десанты, буксируя планеры и доставляя грузы. Первым серийным вариантом DC-3 для ВВС США был самолет С-47. В Лонг-Бич построили 953 машины этого типа, и конструкция их практически не изменялась за все время производства. Это был цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, оснащенным разрезными закрылками с гидроприводом. Фюзеляж имел почти круглое поперечное сечение. Хвостовое оперение было обычным, а рули высоты и направления, так же как и элероны, имели полотняную обшивку. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы так, что часть колеса оставалась снаружи. Силовая установка С-47 состояла из двух двигателей Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp с турбонагнетателями, развивавшими на высоте 2285 м мощность 1050 л. с. (783 кВт) и приводившими трехлопастные металлические винты с постоянной скоростью вращения. Экипаж состоял из трех человек: командира, второго пилота/штурмана и бортрадиста, располагавшегося отдельно в радиорубке.

 


Кабина самолета могла быть оборудована для решения различных задач. В базовом грузовом варианте с максимальной нагрузкой 2722 кг были предусмотрены даже ролики для перемещения груза и кольца для его крепления. Альтернативная компоновка кабины предусматривала установку откидных сидений вдоль бортов, на которых могли размещаться 28 полностью экипированных десантников. В санитарном варианте самолет мог перевозить 18 раненых на носилках при трех сопровождающих медработниках. На нижней части фюзеляжа имелись узлы крепления и механизм сброса для шести парашютных контейнеров, а также узлы подвески для перевозки двух- или трехлопастных винтов.Первые С-47 поступили на вооружение ВВС США в 1941 году, но поставлялись они в небольших количествах из-за низкого темпа выпуска. Это было связано с организацией новой сборочной линии в Лонг-Бич, для отладки которой требовалось время. Когда в декабре 1941 года США вступили в войну, была предпринята попытка ускорить производство. Одновременно ВВС США конфисковали часть DC-3 у американских авиакомпаний, а также забрали себе лайнеры, находящиеся в высокой стадии готовности на заводах.


Когда компания «Douglas» стала получать контракты на тысячи С-47, стало ясно, что завод в Лонг-Бич не в состоянии справиться с ними. Поэтому было организовано второе предприятие в Талсе, Оклахома. Первой моделью самолета, выпущенной там, стал второй серийный вариант С-47 А, отличавшийся от базового С-47 в основном 24-вольтовой электросистемой вместо 12-вольтовой. В Талсе было построено 2099 самолетов, а в Лонг-Бич — 2832 машины этого типа, из которых 962 были поставлены британским ВВС (где они получили обозначение Dakota Mk III). Последним из основных серийных вариантов был С-47В, оснащавшийся двигателями R-1830-90 или -90В, имевшими двухступенчатые нагнетатели, обеспечивающие мощность 1050 л. с. (783 кВт) на высоте 3990 м или 900 л. с. (671 кВт) на высоте 5305 м. Такой самолет требовался для операций в Индокитае, когда при поставках припасов с баз в Индии в Китай приходилось преодолевать Гималаи. В Лонг-Бич построили только 300 самолетов этой модификации, зато в Талсе изготовили 2808 машин С-47В, не считая еще 133-х самолетов
ТС-47В, использовавшихся для подготовки штурманов.

Доступность такого большого количества С-47 позволило американцам использовать эти самолеты очень интенсивно. Созданное в середине 1942 года, Транспортное командование ВВС США стало широко применять С-47 для перевозки грузов, причем самолеты зачастую действовали с ВПП, описываемых как «совсем примитивные». С-47 не только доставляли людей и грузы, но и забирали на обратном пути раненых. Именно для решения этих основных задач первоначально и создавался этот самолет.Однако после поступления машины на вооружение Транспортно-десантного командования ВВС США с середины 1942 года на нее возложили еще две важные военные задачи. Первой из них стала доставка десантников. Впервые крупномасштабное применение в этой роли относится к июлю 1943 года, когда в ходе вторжения на Сицилию с С-47 сбросили около 4000 десантников.

Другую важную роль самолет начал играть с появлением модификации С-53 Skytrooper, строившейся в относительно небольших количествах в вариантах C-53/53B/53C/53D. Эти машины практически не отличались от гражданских DC-3  они не имели усиленного пола и двухстворчатой грузовой двери, а большая часть из них снабжалась несъемными металлическими сиденьями для перевозки 28 десантников в полной экипировке. Кроме того, они снабжались крюком для буксировки планеров — вскоре этот элемент стал стандартом для всех С-47. В роли буксировщиков самолеты использовались ВВС США и Великобритании в таких операциях, как вторжение в Бирму 5 марта 1944 года и три месяца спустя при высадке в Нормандии. В последнем случае были задействованы свыше 1000 машин С-47, перевозивших десантников и буксировавших планеры с военнослужащими и припасами.На начальном этапе вторжения в ходе крупнейшего на тот момент воздушного моста через Ламанш перевезли 17262 десантников из американских 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий и 7162 человек из британской 6-й воздушно-десантной дивизии. Конечно, не все из них попали на борт С-47, но эти самолеты сыграли очень важную роль в операции: менее чем за 60 часов С-47 доставили в Нормандию свыше 60 000 военнослужащих со всем снаряжением.

В годы Второй мировой войны был создан еще ряд вариантов С-47, включая ХС-47С  прототип самолета с поплавковым или конвертируемым амфибийным шасси. Хотя компания «Douglas» не строила этот вариант, небольшое число самолетов были переделаны подобным образом в частях обслуживания ВВС США на Тихоокеанском ТВД. «Douglas» получила заказ на постройку 131 штабного самолета С-117, имевшего оборудование кабины по типу коммерческих DC-3, плюс ряд доработок по типу С-47. Но к моменту победы над Японией, когда контракт был аннулирован, изготовили всего 17 самолетов.
Появление технического задания на скоростной транспортный планер большой вместимости, пригодный для буксировки самолетом С-54, привело к созданию экспериментального варианта С-47, получившего обозначение XCG-17. Хотя результаты испытаний и оказались положительными, но серийно они не строились из-за изменения технического задания.