Самолет для разведки и связи ТУ-95



Создававшийся в качестве бомбардировщика, Ту-95 оказался востребован и в роли самолета-разведчика, и в качестве платформы для создания самолета связи с подвод ными лодками.В августе 1967 года западные разведки впервые документально зафиксировали наличие у вероятного противника, то есть СССР, нового самолета— Ту-95РЦ (ему присвоили обозначение «Bear-D»). Это была первая модификация Ту-95. Всего построили 53 самолета, они предназначались для выдачи целеуказания комплексам ракетного оружия подводных лодок ВМФ СССР, а также ведения различных видов разведки.


В августе 1956 года было принято постановление СМ СССР о разработке противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35 для размещения, соответственно, на подводных лодках и надводных кораблях. Однако достаточно большая на тот момент дальность пуска ракет П-6 и П-35, достигавшая 350 км, потребовала для обеспечения их эффективного применения создания мобильной системы высокоточного целеуказания  средства освещения надводной обстановки надводных кораблей, а тем более подлодок, обеспечить это не могли. В итоге появилась морская радиолокационная система целеуказания (МРСЦ) «Успех», мобильными элементами которой стали самолеты целеуказания и дальней разведки Ту-95РЦ, созданные на базе Ту-95М, и вертолеты корабельного базирования Ка-25РЦ.

Разработкой Ту-95РЦ занимались специалисты ОКБ Туполева, которым необходимо было за два года создать прототип Ту-95РЦ, оборудованный специальной аппаратурой, обеспечивающей надежное вскрытие обстановки над морским (океанским) ТВД и обеспечение целеуказания для применения ракетного оружия кораблями ВМФ СССР. В начале 1961 года на серийном Ту-95М, выделенном для переоборудования в прототип Ту-95РЦ, надлежало установить бортовой комплекс аппаратуры целеуказания «Успех-У» разработки киевского НИИ «Квант».С самолета сняли бортовую РЛС, заменив ее ретранслятором системы целеуказания, створки отсека вооружения «зашили»  в самом отсеке разместили аппаратуру МРСЦ, а под ним  антенну РЛС в обтекателе. Кроме того, на концах стабилизатора появились антенны системы «Арфа», а в отсеке, использовавшемся ранее для осветительных бомб, теперь установили станцию радиотехнической разведки «Квадрат-2» (ставилась только на серийных машинах). Внешние отличия также включали подфюзеляжный блистер, расположенный позади обтекателя антенны основной РЛС, и другие незначительные изменения.

21 сентября 1962 года прототип передали на испытания, а через два года самолет Ту-95РЦ был принят на вооружение морской авиации ВМФ СССР. Первый Ту-95РЦ поступил в 392-й отдельный дальнеразведывательный авиационный полк авиации Северного флота уже 5 ноября 1964 года, а к сентябрю 1966 года полк располагал десятью машинами.
Появление самолетов Ту-95РЦ позволило существенно расширить боевые возможности советских боевых кораблей и стало весьма неприятной неожиданностью для командования ВМС США и НАТО. Например,1 августа 1968 года пара Ту-95РЦ выполнила разведывательный полет в Индийский океан с дозаправкой в полете над территорией Ирана (продолжительность полета составила 20 часов), а в следующем году экипажи Ту-95РЦ приступили к регулярным полетам над Норвежским морем и центральной Атлантикой. Самолеты регулярно осуществляли патрулирование в удаленных районах Мирового океана, что обеспечивалось наличием у ВМФ пунктов базирования вне пределов территории СССР (аэродромы на Кубе, в Конакри (Гвинея), Луанде (Ангола), Дананге и Камрани (Вьетнам) и др.). В середине 1990-х годов началось списание самолетов Ту-95РЦ и на сегодня в авиации ВМФ России не осталось ни одной такой машины.



Западные разведки обнаружили существование стратегического (дальнего) самолета-разведчика Ту-95МР только где-то в 1968 году (ему присвоили обозначение «Веаг-Е»), хотя решение о создании новой модификации на базе Ту-95  тогда он получил обозначение Ту-95Р  было принято советским руководством еще 20 мая 1960 года. В январе 1962 года задание туполевскому КБ несколько изменили  предстояло создавать вариант Ту-95МР-2, оснащенный универсальной системой заправки и специальной аппаратурой: станцией радиотехнической разведки (ее антенны располагались под радиопрозрачными обтекателями в хвостовой части фюзеляжа), аэрофотоаппаратурой (камеры размещались в главном отсеке; всего имелось семь АФА), а также новой РЛС «Рубин-1Д», оборудованной фотоприставкой. Остекленная носовая часть фюзеляжа бомбардировщика осталась и на разведчике, добавились блистеры и обтекатели в хвостовой части и небольшой  внизу носовой части фюзеляжа. Летные испытания прототипа начались в ноябре 1964 года, которые завершились во второй половине декабря того же года, а чуть позже новый самолет был принят на вооружение советских Вооруженных сил. Всего до конца 1960-х годов в данный вариант были переоборудованы три Ту-95М, так что военные получили в общей сложности четыре стратегических самолета-разведчика Ту-95МР (один из них не имел системы дозаправки в полете). Машины эксплуатировались до конца 1980-х годов, затем были переоборудованы в учебные Ту-95У, а в начале следующего десятилетия списаны и утилизированы.

Последним серийным вариантом Ту-142 стал самолет-ретранслятор Ту-142МР, получивший на Западе обозначение «Веаг-J» и предназначенный для поддержания непрерывной связи со стратегическими ракетными подлодками, находящимися на боевом патрулировании в различных районах Мирового океана(аналог американской системы ТАСАМО, в которой используется самолет Е-6А Mercury). Решение о создании такой системы связи и соответствующей воздушной платформы для нее было принято в 1972 году, а в марте 1977 года в первый опытный Ту- 142МР был переоборудован один их серийных Ту-142М — впервые в воздух он поднялся в июле того же года. Государственные испытания прототипа проводились до декабря 1980 года, и в начале 1980-х годов самолет был принят на вооружение и стал поступать в авиацию ВМФ СССР. Вероятно, регулярное использование Ту-142МР началось в 1986 году. Считается, что в настоящее время в годном к полетам состоянии осталось лишь несколько самолетов.