Самолет DASSAULT/DORN IER ALPHA JET


 

Даже с учетом серьезной конкуренции, особенно со стороны BAe Hawk, фирма «Dassault» / «Dornier» все же сумела добиться национальных и экспортных заказов на свой Alpha Jet. lpha let стал одним из лучших образцов учебно-боевых самолетов и легких штурмовиков на мировом рынке. Самолет создавался в рамках франко-германской программы, которая предполагала выпуск для двух стартовых заказчиков 351 самолета (изначально количество было больше). Самолет воплотил в себе достоинства нескольких машин  Breguet 126 и Dornier Р.375, а в тендере, пусть и «бумажном», уверенно победил своих конкурентов  SNLAS/MBB Е.650 Eurotrainer и VFW-Fokker VFT-291.

Реализация программы Alpha Jet была начата в 1970 году, самолет должен был заменить Lockheed Т-33 в роли учебно-тренировочного для повышенной летной подготовки, Mystere 1VA  для подготовки летчиков применению авиационного вооружения, а также немецкие G.91  в роли легкого штурмовика. Такие широкие задачи потребовали от конструкторского коллектива значительных усилий  на выходе должен был получиться действительно многоцелевой самолет (Германия и Франция получили специализированные подвариан-ты), что, в частности, позволило бы добиться успеха на мировом рынке. Двухдвигательная конфигурация силовой установки диктовалась требованиями Люфтваффе. Компания «Dassault» играла своеобразную роль «старшего партнера», поэтому потенциальные заказчики вполне оправданно ожидали, что на выходе получится хорошая современная учебная машина. Однако надежды оправдались лишь частично  серийный выпуск Alpha Jet составил всего 504 машины и был завершен в 1991 году. Большая часть экспортных заказчиков самолета были из
франкоговорящих стран, которые традиционно ориентировались на французское вооружение (Бельгия, ряд бывших французских колоний, такие как Камерун, Кот-д'Ивуар, Марокко и Того), а остальные заказчики  за исключением Нигерии  являлись эксплуатантами самолетов Dassault Mirage (Египет и Катар). Нигерия, впрочем, получила от Германии новые МВБ Во 105 и снятые с вооружения Люфтваффе Dornier Do 27, Do 28, Do 128 и Piaggio P. 149.

Alpha Jet попал на рынке учебных реактивных самолетов в жесткую конкурентную ситуацию. Заказчики, готовые платить за самое лучшее, считали BAe Hawk своего рода «Роллс-Ройсом» среди учебных реактивных самолетов, тогда как чехословацкие L-39 Albatros и итальянские Aermacchi МВ.339 имели сравнимые характеристики при более низкой стоимости машины. Кроме того, ряд стран выпускал для своих ВВС учебнотренировочные и учебно-боевые самолеты собственными силами или строили их по лицензии. В частности, на рынке учебных машин появились такие образцы, как IA 63 Ратра (Аргентина), Halcon (Чили), К-8 (Китай и Пакистан), Kiran II (Индия), 1-22 Iryda (Польша), IAR 99 Soim (Румыния), Impala (ЮАР), С.101 (Испания), АТ-3 (Тайвань) и G-4 Super Caleb (Югославия), а также турбовинтовые РС-9 и ЕМВ-312 Тисапо. В итоге Alpha Jet не удалось добиться прорывного уровня продаж, в том числе был проигран ВАе Hawk тендер по программе VTX-TS (ВМС США) и закончилась неудачей попытка «подвинуть»

Hawk на индийском рынке. Даже для ВМС Франции  в качестве учебно-тренировочного самолета с возможностью посадки на палубу авианосца  он уступал, как оказалось, Т-45 Goshawk (вариант Hawk). Правда, французы решили не позориться  подготовка лет-чиков-палубников стала просто осуществляться на Т-45 в США. Первый из четырех опытных самолетов был облетан 26 октября 1973 года, два года спустя после Hawk. Базовые серийные варианты самолета отличались, в частности,более мощными двигателями Larzac 04, формой передней кромки крыла и наличием однощелевых закрылков Фаулера. Серийно выпускались: Alpha Jet Е для ВВС Франции и Alpha Jet А для Люфтваффе. Alpha Jet А отличался катапультными креслами Martin-Baker и скругленным носом, a Alpha Jet Е в варианте для обучения применению оружия мог нести подфю-зеляжный пушечный контейнер с одной 30-мм пушкой DEFA 553 (боезапас 150 снарядов).

Все зарубежные заказчики, покупавшие новые самолеты, получили машины, в целом схожие с Alpha Jet А, хотя полученные Египтом самолеты первой партии обозначались как Alpha Jet MS (или MSI) и отличались расширенным составом БРЭО. Alpha Jet MS2 представлял собой вариант легкого штурмовика с новой, более острой носовой частью, где размещался лазерный дальномер Thomson-CSF TMV 630. Самолет также получил инерциальную навигационную систему Sagem Uliss 81, индикатор на лобовом стекле Thomson-CSF VE110 CRT и радиовысотомер TRT-9.Alpha Jet Е в боевом варианте оснащался катапультными креслами Stencel и современным навигационным и прицельным оборудованием, включая доплеров-скую РЛС фирмы «Litton», инерциальную навигационную систему Lear-Siegler с двумя гироскопами, а также индикатор на лобовом стекле Kaiser. Самолет нес пушку Mauser МК 27 в подфюзеляжном контейнере.

Фирмы «Dassault» и «Dornier» осуществили проработку ряда вариантов усовершенствования Alpha Jet, но ни один из них потенциальных заказчиков не заинтересовал. Alpha Jet 2, или Alpha Jet NGEA (Nouvelle Gereration Ecole/Appui), был разработан на базе варианта MS2, но должен был иметь возможность применения УР «воздух—воздух» Magic и оснащаться более мощными двигателями Larzac 04-С20 (их установили на немецкие Alpha Jet). Вариант Alpha Jet 3, или Alpha Jet ATS (Advanced Training System  дословно «Усовершенствованная учебная система»), известный также как Lander, должен был иметь два новых цветных многофункциональных индикатора в каждой кабине  для работы с РЛС Agave или Anenome, ИК-системой переднего обзора, оптико-электронными или лазерными поисково-прицельными системами. Впрочем, проект Alpha Jet ATS еще может быть реализован как программа модернизации французских Alpha Jet.

В конце 1990-х  начале 2000-х годов Alpha Jet сопутствовало некоторое возрождение  преимущественно благодаря Германии, которая решила продать значительную часть стоявшего на хранении парка машин. Самолеты были сняты в своей массе с вооружения в 1993 году (последние учебнотренировочные машины  в июне 1997 года) и поставлены на хранение. В 1993 году 50 немецких Alpha Jet были проданы Португалии. Рассматривалась возможность поставки 30 самолетов для ВВС Франции (с целью замены наиболее «изношенных» Alpha Jet Е) и 60 самолетов для Греции, но планы эти не осуществились. Вскоре на немецкие машины нашелся покупатель  британское Агентство по вопросам исследований и оценки вооружений (DERA; упразднено 2 июля 2001 года) приобрело 12 самолетов, заменив ими устаревшие Hunter и Hawk, а также один Meteor и два Canberra. Компания «Red Bull» купила шесть машин, Таиланд  20 и еще пять на запчасти, а канадская «Тор Aces»  20 самолетов.