Самолет Cy-9

Параллельно с самолетом С-1 специалисты ОКБ П.О. Сухого вели работу над несколькими опытными однодвигательными самолетами с треугольным крылом, в которых применялись в целом схожие фюзеляж, хвостовое оперение и шасси.


Среди них был и истребитель-перехватчик Т-3, который был облетан в начале 1956 года и отличался от С-1 наличием обтекателя антенны РЛС в верхней части воздухозаборника. При этом в процессе создания Т-3 были отработаны несколько экспериментальных самолетов, такие как ПТ-7, ПТ-8 с удлиненной носовой частью и Т-40, который принято считать прототипом всепогодного одноместного истребителя-перехватчика Су-9. Последний строился по схеме низкоплана с убирающимся трехопорным шасси и оснащался ТРД АЛ-7Ф тягой на форсаже 88,2 кН, а под крылом были установлены пилоны для подвески УР «воздух—воздух» К-5 с ра-диокомандной системой наведения. На вооружение Истребительной авиации ПВО СССР он поступил в 1959 году и был снят с эксплуатации в 1981 году.

Как развитие самолета Су-9 в ОКБ П. О. Сухого был создан прототип Т-43, который впервые был представлен широкой публике во время воздушного парада в Тушино в 1961 году и позже пошел в серию под обозначением Су-11. Отличия от Су-9 заключались в основном в применении более мощного двигателя (ТРДФ АЛ-71Ф-2) и в наличии удлиненной и выпуклой носовой части фюзеляжа, где размещалась более мощная РЛС РП-11 «Орел» комплекса перехвата «Ураган-5». В последний также входила УР «воздух—воздух» К-8М — Су-11 обычно нес две такие ракеты, выпускавшиеся в вариантах с полуактивной радиолокационной и тепловой ГСН.Су-11 сменил Су-9 в серийном производстве в 1961 году. Также выпускался двухместный учебно-тре-нировочный вариант Су-9У с тандемным размещением курсанта и инструктора. Всего было выпущено около 1300 Су-9 и Су-11. С начала 1970-х годов многие из них были переоборудованы в радиоуправляемые воздушные мишени Су-9РМ.