Самолет Cy-34

Первый вариант Су-27 представлял собой сочетание высоких летных характеристик, большой дальности и великолепной маневренности, что делало его удачной базой для создания самолетов разного назначения. Наиболее радикальным вариантом доработки стал самолет на базе корабельного Т-10К, предложенный ОКБ Сухого в последние годы холодной войны. Машина сохранила ПГО предшественника, но получила полностью новую переднюю часть фюзеляжа, в которой располагалась двухместная кабина. Члены экипажа (пилот и оператор вооружения) сидели бок о бок, а носовой обтекатель приобрел характерную приплюснутую форму. Первый прототип Су-27ИБ (истребитель-бом-бардировщик, по кодификации НАТО  «Fullback») поднялся в воздух в апреле 1990 года.

Бюджетные ограничения замедлили программу разработки, и до середины 1990-х годов построили всего несколько опытных машин. Второй и третий прототипы были облетаны в 1993 и 1994 годах. Третий самолет был оснащен системой управления огнем, и ОКБ Сухого присвоило ему обозначение Су-34. На Парижском авиасалоне 1995 года самолет выставлялся под обозначением Cy-32FN (от Fighter Navy, морской истребитель). Он продвигался как морской ударный вариант, способный атаковать корабли с помощью ракет, торпед и мин. На самолете предполагалось установить мощную поисковую РЛС, а для поиска подводных лодок использовать магнитометр, установленный в обтекателе  «жале» в хвостовой части.

В конечном итоге ВВС России выбрали Су-34 для замены фронтового бомбардировщика Су-24. В задачи Су-34 входит нанесение ударов по хорошо защищенным целям в любую погоду с использованием высокоточного оружия. Кабина Су-34 оптимизирована для длительных полетов и обеспечивает максимальный комфорт экипажу. Самолет оснащен многорежимной РЛС Б-004 с ФАР.Он обеспечивает полет в режиме следования рельефу местности на малых высотах и способна обнаруживать как наземные, так и воздушные цели.Всего изготовили семь прототипов машины, за которыми последовали 26 серийных самолетов (из 32 заказанных в 2008 году), построенных в Новосибирске. Первые два Су-34 для испытаний ВВС России были поставлены в январе 2007 года. Эксплуатационные испытания Су-34 продолжались до конца 2010 года, для чего было задействовано до девяти самолетов из испытательного центра в Липецке. В марте 2012 года российское правительство разместило заказ еще на 92 Су-34 с окончанием поставок в 2020 году. В настоящее время предполагается оснастить ими пять авиаполков, по 24 самолета в каждом.