Самолет Curtiss С-46 Commando

 

Больше всего самолет С-46 известен по перевозкам из Индии в Китай через Гималаи, но эти машины широко использовались и на других театрах военных действий. В гражданских кампаниях отдельные самолеты летали до 1970-х годов.Самолет Curtiss С-46 Commando стал особенно популярен благодаря массовым перевозкам из индийского Ассама в юго-западную часть Китая. Полеты через Гималаи выполняли самолеты индокитайского авиакрыла Авиатранспортного командования США, которым командовал полковник Эдвард X. Александер. Подготовка к полетам и погрузка выполнялись в неподготовленных условиях, даже топливо в баки заливали из бочек вручную. В сезон муссонов, длившийся полгода, аэродром Ассам превращался в болото. На маршруте между Ассамом и Куньминем протяженностью 800 км самолетам С-46 приходилось перелетать через горы высотой 3600-4300 м, в то время как обледенение крыла начиналось уже на высоте 3000 м. В августе 1942 года несколько С-47 Skytrain смогли доставить из Индии в Китай всего 85 т грузов.

К декабрю 1943 года такое же количество С-46 перевезло уже 12590 т.Нехватка запасных частей, постоянная перегрузка самолетов, полеты в сложных метеоусловиях при низких температурах с минимальным навигационным обеспечением  таковых были суровые реалии, в которых экипажи С-46 обеспечили жизненно важные для войск Чан Кай Ши и 14-й Воздушной армии генерала Клэра Ченнаулта перевозки. Несколько С-46 были сбиты японскими истребителями. В свою очередь капитан Вэлли Э. Гауда огнем из винтовки BAR сбил Nakajima Ki-43 «Oscar». Гауда выстрелил через окно кабины и убил японского летчика. Самолеты С-46 массово применялись и на иных театрах военных действий. Примерно 40 машин поступили в КМП США под обозначением R5C-1 Commando. Изначально самолеты использовались в 35-й авиагруппе морской пехоты в юго-западной части Тихого океана, действуя с примитивных аэродромов на островах, не имевших твердого покрытия или же с покрытием из перфорированных металлических листов. Позже несколько Commando, включая учебные R5C-1T, получила авиация ВМС США.

С-46 оставались на вооружении ВВС Армии США вплоть до окончания Второй мировой войны, они занимали заметное место в Транспортном командовании ВВС. Некоторые самолеты использовались для буксировки планеров. Широко применялись С-46 во время боевых действий в Корее, где также участвовали R5C-1 Корпуса морской пехоты.

В ВВС США С-46 эксплуатировались до 1950-х годов. ВВС также привлекали к военным перевозкам гражданскую кампанию «Civil Air Transport» (CAT), чьи машины с гражданской регистрацией выполняли полеты в разные места, включая Корею и Японию. Противопартизанский вариант С-46 разработали в начале 1960-х годов для 1-го авиакрыла спецопераций ВВС США; самолет предназначался для работы в Южном Вьетнаме. С-46 использовались и в зоне Панамского канала, состояли на вооружении частей Резерва ВВСВооруженные силы Японии и Южной Кореи использовали С-46 до конца 1960-х годов. Несколько самолетов компаний CAT и «Continental Air Services» выполняли сложные и рискованныеполеты в Лаос в интересах ЦРУ США. Один гражданский летчик С-46, выполнявший такой полет, попал в плен к отряду Патет Лао и оставался в плену несколько лет. Военная карьера С-46 завершилась в Юго-Восточной Азии, однако в ряде стран самолет оставался
на вооружении еще несколько лет. Вторую жизнь С-46 получил на гражданской службе, в частности, в Латинской Америке. Спроектированный накануне войны как авиалайнер класса «люкс», самолет завершил свою небесную жизнь в качестве банального «грузовика».Три завода «Curtiss» в Буффало (Нью-Йорк), Луисвилле (Кентукки) и Сент-Луисе (Миссури) строили С-46. Самолеты данного типа также собирали в Нью-Орлеане (Луизиана) на заводе «Higgins Boat Company».
C-46D

Все 1410 самолетов варианта C-46D были собраны в Буффало. В первую очередь C-46D предназначался для перевозки людей, хотя и имел грузовую дверь в правом борту фюзеляжа. На C-46D, как и на более ранних модификациях, стояли двигатели R-2800-51. На С-46 установлено два 18-цилиндровых звездообразных мотора воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp мощностью по 2100 л. с. Такие же моторы стояли на многих самолетах периода Второй мировой войны, включая А-26 Invader, В-25 Mitchell, В-26 Marauder, Р-47 Thunderbolt и F4U Corsair.


С-46  обычный транспортный низкоплан полумонококовой конструкции. «Сдвоенный фюзеляж» (т.е. сечение по конфигурации напоминает восьмерку) выбран для оптимизации размещения груза. Commando способен перевозить грузы большего размера, чем С-47 Skytrain; объем грузовой кабины С-46 - 65,13 м3. Типовая нагрузка самолета: 40 солдат с полной выкладкой или 33 раненых на носилках, или пять моторов Wright R-3350, или груз массой до 6804 кг. Дополнительный грузовой отсек оборудован под полом грузовой кабины.Топливные баки располагались в центроплане крыла, между двигателями. Их общая емкость составляла 5299 л. Предусмотрена установка в грузовой кабине восьми дополнительных баков по 379 л для перегоночного полета. На высоте 4572 м С-46А развивал максимальную скорость 435 км/ч, крейсерская скорость составляла 278 км/ч. Дальность полета на крейсерской скорости  5069 км.