Самолет Bombardier Challenger



На основе самолета Canadair Challenger фирма «Bombardier» создала целое семейство уникальных машин. Красивые и надежные, с большой дальностью полета, самолеты семейства Challenger постоянно совершенствуются.
В 1983 году компания «Canadair» поставила последний из 84 самолетов Challenger 600.В это число вошли 12 машин для канадского Министерства обороны, три из которых были переданы армии и занимаются перевозками VIP-пассажиров под обозначением СС-144, а еще три с обозначением СЕ-144 используются для подготовки специалистов РЭБ. Все эти самолеты, а также еще 70 CL-600, были постепенно оснащены винглетами. В число вариантов Challenger с двигателями CF43 входил и 601-1А, выпущенный до 1987 года в количестве 66 экземпляров. Самолет Challenger 601-ЗА совершил первый полет 28 сентября 1986 года. На нем впервые среди самолетов этого семейства была установлена «стеклянная» кабина, а также форсированные двигатели CF34 и усовершенствованное бортовое оборудование. До завершения производства в 1993 году построили 134 машины.


Последним в 601-й серии стал Challenger 601-3R, созданный на базе 601-ЗА, с дальностью полета, увеличенной до 6639 км за счет установки нового топливного бака в удлиненном хвостовом обтекателе. До июля 1993 года путем конверсии изготовили 92 машины, после чего базовым вариантом стал самолет 601-3ER. Его выпуск завершился в 1996 году после постройки 59-го планера.А 18 сентября 1994 года «Canadair» подняла в воздух первый деловой самолет Challenger 604. Он был создан на базе 601-3R и оснащен ТРДД CF34-3B тягой 38,80 кН. При создании 604-го использовались некоторые технологии, разработанные в программе создания CRJ, а в состав бортового оборудованиявключили систему электронных пилотажных приборов Rockwell Collins Pro Line 4. Поставки самолетов начались в 1999 году.

В апреле 2002 года «Bombardier» представила модернизированный вариант 604-го со значительно доработанным бортовым оборудованием, которое также можно было установить на уже выпущенные машины.Этот самолет был выбран ВВС нескольких государств, включая Австралию, Канаду, Данию, Германию и США. Хорватское правительство использует 604-й как для перевозки VIP-персон, так и для перевозок при чрезвычайных ситуациях.

Базовая конструкция Challenger оказалась легко адаптируемой.При увеличении размеров она стала основой не только для серии очень удачных региональных лайнеров и корпоративных самолетов CRJ, но также использовалась при создании сверхдальнего делового самолета Global Express и его дальнейшего развития Global 5000.Вариант 300 (первоначально называвшийся «Continental») продолжает использование удачной компоновки Challenger, но является совершенно новой разработкой. О желании создать деловой самолет «суперсреднего» (super-midsize) класса компания «Bombardier» объявила еще на Парижском авиасалоне в 1997 году. Работы над самолетом, оснащенным парой двигателей Honeywell HTF7000 тягой по 28,91 кН, официально стартовали в 1999 году. Машина имеет крейсерскую скорость М=0,83 и отличается высокими взлетно-посадочными характеристиками. Первый прототип взлетел 14 августа 2001, а поставки серийных машин начались в 2004 году.С появлением двух новых машин и доработками старых моделей, семейство самолетов Challenger и в 2011 году продолжало оставаться одним из самых удачных и востребованных в мире.