Самолет Boeing В-52 Stratofortress

Ветеран мировой авиации В-52 Stratofortress пережил войну во Вьетнаме, холодную войну и продолжает нести службу и в наши дни. В результате модернизации, проведенной в 1990-х годах, В-52 превратились из «бульдозеров» холодной войны в настоящие многоцелевые машины.В течение более чем трети века, прошедшего после окончания вьетнамской войны, Boeing В-52 Stratofortress претерпели существенную модернизацию.
 


Самолеты В-52, создававшиеся для применения ядерного оружия и потому вначале окрашивавшиеся снизу в белый цвет (для снижения воздействия от атомного взрыва), в годы вьетнамской войны получили традиционный камуфляж и сбрасывали на противника обычные фугасные авиабомбы. Первоначально В-52 Stratofortress предназначался для полетов на больших высотах. Но с появлением ЗРК большая высота полета перестала быть для самолетов гарантией безопасности. Наоборот, летчикам приходилось пилотировать восьмимоторного гиганта едва ли не на уровне крон деревьев.
С 1975 года бомбардировщики В-52 стали оснащаться новой оптико-электронной системой AN/ASQ-151 EVS (Electrooptical Viewing System), отличительными внешними признаками которой являлись наплывы и обтекатели. Система позволяла применять бомбардировщик ночью, что позволило снизить потери от зенитного огня. В составе системы имелись инфракрасная камера переднего обзора и ТВ-камера для низких уровней освещенности. В конце 1970-х годов и в начале 1980-х годов экипажи бомбардировщиков Стратегического авиационного командования (САК) приступили к активным тренировкам по выполнению маловысотных полетов  для применения обычных и ядерных боеприпасов, что потребовало установки дополнительного оборудования. Кроме того, регулярно пополнялся и арсенал В-52  самолеты получили возможность применять ПКР AGM-84 Harpoon для помощи ВМС.


Постепенно В-52 получил возможность применять такое количество разнообразного вооружения, что подробный его список может занять не одну страницу. В новом тысячелетии самолет может применять, в частности, крылатые ракеты AGM-142 Have Nap (класс«воздух—поверхность»), представляющие собой модификацию израильской ракеты аналогичного назначения (в США ракета вначале получила название «Raptor», но после присвоения последнего истребителю F-22, название поменяли на «Рореуе»), а также крылатые ракеты воздушного базирования AGM-86 ALCM. Последняя изначально имела только ядерную БЧ, но в годы первой войны в Персидском заливе (1991 год) для применения с борта В-52 для данной ракеты была срочно разработана обычная БЧ. Самолеты В-52 с авиабазы Барксдейл (США), применявшие ракеты AGM-86C CALCM по иракским целям, совершали полет на дальность более 9600 км  самые продолжительные рейды в истории.

Новое усовершенствование В-52 произошло в 1991 году, хотя и не было столь заметно  с самолетов САК убрали хвостовые стрелковые установки, благодаря чему экипаж сократился до пяти человек: два пилота, штурман, оператор РЛС (бомбардир) и оператор БРЭО.В начале 1990-х годов первые В-52Н были переданы в состав эскадрилий Резерва ВВС США. Данный шаг примечателен тем, что, согласно принятым законам, летчики Резерва ВВС США не имеют права «работать» с ядерными вооружениями.

Последний B-52G был списан в 1990-х годах, после чего в эксплуатации остались около 90 самолетов В-52Н, имевших самый небольшой налет и постоянно проходящих различные модернизации.А в 1992 году прекратило свое существование и САК  свидетельство начала новой эпохи, наступившей после распада СССР и характеризовавшейся смещением акцента с ядерного противостояния на ведение обычных войн.В итоге флот В-52 был передан новому Боевому авиационному командованию ВВС США, а самолет В-52Н стал первой авиационной платформой, получившей возможность применять управляемые авиабомбы семейства JDAM, оснащенные приемниками GPS. Состояния начальной оперативной готовности такие бомбардировщики достигли в 1998 году. Модернизация В-52 и перенацеливание их в 1990-е годы на решение новых задач привели к появлению варианта самолета «Buff» нового поколения  еще более грозного врага, чем ранее. И развитие В-52 не остановилось  в 2007 году самолет получил на вооружение прицельные контейнеры Litening и Sniper ATP.