Самолет Boeing С-135

 

Boeing С-135, машина ставшая классикой, состоит на вооружении уже почти 60 лет, а его модификация  самолет-заправщик Stratotanker  стала самой известной и самой массовой. 4 июля 1954 года прототип “Ч Boeing Model 367-80 впервые оторвался от земли. Опытный экземпляр стал основой для создания удачного авиалайнера Model 707 и семейства военных самолетов Model 717 (С-135).

Фирма «Boeing» уже имела опыт создания самолетов-заправщи-ков  ее КС-97 эксплуатировался в войсках. Однако военным потребовался танкер с более высокой, чем у КС-97, скоростью полета, способный дозаправлять реактивные истребители и бомбардировщики. Поэтому неудивительно, что еще на ранней стадии работ прототип 367-80 оснастили проверенной системой дозаправки «Flying Boom».ВВС США заключили контракт на поставку заправщиков КС-135А Стратегическому командованию (САК) вскоре после появления прототипа 367-80. В период между первым полетом первого серийного самолета, состоявшимся 31 августа 1956 года, и 1966 годом со сборочной линии сошло 820 самолетов С-135, причем последний из них мало чем отличался от первого. Сравнительно небольшая стоимость разработки С-135 в сочетании с массовым производством сделали программу одной из самых успешных по критерию «стоимость  эффективность».

На самолет КС-135А установили четыре ТРД Pratt & Whitney J57, оснащенных системой повышения тяги на взлете. Первые 583 самолета собрали в варианте с короткими килями, из-за чего возникали проблемы с путевой устойчивостью машины на взлете. Для улучшения характеристик на самолетах поздней постройки стали монтировать узкие и высокие кили, ими же переоснастили машины ранней постройки.КС-135 изначально предназначался для обеспечения действий стратегических бомбардировщиков и оставался на вооружении САК ВВС США вплоть до расформирования этого командования в 1992 году. Однако задолго до этого КС-135 стали привлекать к дозаправке самолетов тактической авиации и использовать для грузовых перевозок. Самолеты данного типа применялись во всех боевых операциях ВВС США со времен Вьетнама, а также выполняли дозаправку военных самолетов других стран.



Франция стала единственной страной, закупившей новые КС-135. Во французские ВВС поступили 12 машин, похожих на КС-135А, но под обозначением C-135F. Самолеты предназначались, в первую очередь, для дозаправки бомбардировщиков Mirage IV. Но в ВВС Франции почти весь парк оснащен системами дозаправки, поэтому C-135F обслуживали не только стратегические Mirage IV. Одиннадцать самолетов после установки ТРДД F108 стали называться C-135FR. Данный вариант близок KC-135R, но оснащен некоторыми системами французского производства. Не так давно у ВВС США высвободилось некоторое количество заправщиков, их предложили на экспорт. Три KC-135R закупила Франция, эти машины используются в основном для тренировки экипажей C-135FR. Заправщики также закупили Турция и Сингапур, на этих машинах заменили двигатели. В самом начале карьеры у са-молета-заправщика выявился потенциал самолета для использования в качестве транспортного. Первым специализированным военно-транспортным вариантом стал С-135А, таких построили 15 экземпляров, еще три машины переделали из КС-135 с сохранением возможности обратной конвертации. Далее последовали 30 КС-135В с ТРДД TF33 и горизонтальным оперением увеличенного размаха, как у авиалайнера Boeing 707. Транспортные варианты С-135 использовали для скоростной доставки грузов и пассажиров. С-135 стал своего рода «промежуточным» типом до появления С-141 StarLifter. Со временем большую часть С-135 доработали в специализированные машины, только пять самолетов с VIP-интерьером (вместе с двумя VKC-135A) остаются на вооружении 89-го транспортного авиакрыла.


Прочный и надежный, с кабиной большого объема и межконтинентальной дальностью полета С-135 стал идеальной платформой для создания множества специальных модификаций. Пять С-135В превратили в разведчики погоды WC-135B. Семь оснащенных спецаппаратурой КС-135А в годы вьетнамской войны использовались как радиоретрансляторы по программе «Combat Lightning».17 самолетов, выпущенных в варианте КС-135В, доработали в воздушные командные пункты ЕС-135С. Эти самолеты составили ядро PACCS (Post-Attack Command and Control System), призванной сохранить управление страной и Вооруженными силами после нанесения ядер-ного удара по США. ЕС-135С Looking Glass предназначались для управления нанесением ответного ядерного удара, другие варианты ЕС-135 строились для командующих войсками на ТВД. Самолеты ЕС-135 сняли с вооружения в 1990-е годы, а их задачи были возложены на Е-6 авиации ВМС США. Стратегическая разведка стала еще одной областью, где нашли применение модификации С-135.В разведчики конвертировали множество машин, а 10 самолетов RC-135B построили заново. Вскоре машины варианта «В» модернизировали в RC-135C, которые имели дополнительные обтекатели для электронного оборудования на бортах фюзеляжа. Выпущено немало других вариантов RC-135, включая модификацию с удлиненным носом для РЛС бокового обзора.

В 21-м веке RC-135 работают даже активнее, чем в 20-м веке. Варианты RC-135U (Combat Sent) и RC-135V/W (Rivet Joint) ВВС США используются для ведения радиотехнической разведки, другие варианты RC-135 предназначены для слежения за испытаниями баллистических ракет. Помимо отслеживания полетов баллистических ракет RC-135 способны следить за космическими аппаратами. RC-135 задействованы во множестве исследовательских проектов, большинство таких самолетов имеют обозначения NC-135 и NKC-135. В космических программах США задействованы C-135N/EC-135B с характерной носовой частью, когда-то их построили специально для лунной программы Apollo.