Самолет BOEING E-6 MERCURY


Самолет E-6 Mercury, поступивший на вооружение в 1989 году, предназначен для управления группировкой ПЛАРБ ВМС США и обеспечивает связь с субмаринами. В 1997 году началась модернизация Е-6А в Е-6В  стало возможным руководить с борта самолета и пусками баллистических ракет наземного (шахтного) базирования. Boeing Е-6 предназначен для решения задач, называемых ТАСАМО (TAke Charge And Move Out), и служит для поддержания связи между высшим командованием США и атомными ракетными подводными лодками «в период кризиса». Первый вариант самолета Е-6А пришел на смену устаревшему Lockheed EC-130Q Hercules. Фирма«Boeing» использовала проверенную платформу  модель 707-320. В конце 1980-х годов 16 новых планеров пассажирских самолетов достроили уже как Е-6А.На Е-6 стоит радиосвязная аппаратура, способная работать в очень широком диапазоне частот. При выполнении задания самолет с двумя очень длинными выпущенными антеннами описывает определенные виражи. Антенны при этом занимают почти вертикальное положение и позволяют поддерживать связь на сверхнизких частотах с подводными лодками через их буксируемые антенны.

Головной Е-6А поднялся в воздух 19 февраля 1987 года в РенСправа: фюзеляж Е-6А разделен на три отсека. Передний отсек предназначен для основного экипажа, в нем также оборудованы спальные места для сменного экипажа и кухня. За передним находится служебный отсек с пятью рабочими местами операторов связи. В хвостовой части  отсек той части аппаратуры, которой необходимо обслуживание в полете. тоне, штат Вашингтон. 2 августа 1989 года первая пара машин поступила в подразделение VQ-3 «Тасаторас» на базе авиации флота Барберз Пойнт, Гавайские острова. Вторая эскадрилья, VQ-4 «Shadows», получила свой первый Е-6А в январе 1991 года. В июне этого же года «ушел в отставку» самолет EC-130Q.

Модернизированный Е-6В

Воздушные командные пункты ЕС-135 быстро устарели, это заставило ВВС США рационализировать силы и средства управления Вооруженными силами. Одним из шагов в данном направлении стала модернизация Е-6А в Е-6В. Вариант В способен выполнять задания ТАСАМО, как и Е-6А, и задачи, возлагавшиеся на ЕС-135 «Looking Glass», — управление МБР шахтного базирования и стратегическими бомбардировщиками.

В ходе доработки обновлению подверглось специальное оборудование, в кабине появился цифровой приборный комплекс от авиалайнера 737 Next Generation. Новая аппаратура облегчила работу экипажа и позволила сэкономить на целевом заказе на бортовую электронику. К штатным для Е-6А системам добавился комплекс управления пуском МБР шахтного базирования. В декабре 1997 года заказчик получил первый Е-6В, свое первое задание «двойного назначения» самолет выполнил 1 октября 1998 года. В вариант Е-6В перестроили все 16 машин Е-6А, последний из них был переоборудован в декабре 2006 года.С октября 2006 по апрель 2009 года самолеты обеспечивали операции США и их союзников в Ираке. Е-6В выполнили 714 вылетов, а также поддерживали связь с автоколоннами, передавали им информацию об обнаруженных на дорогах взрывных устройствах и другую важную информацию.

Эксплуатанты Е-6В

В ходе реформирования Вооруженных сил США эскадрильи VQ-3 (ныне «Iron Men») и VQ-4 объединили в SCW-1 (Strategic Communications Wing One), влившееся в Стратегическое командование. Самолеты дислоцируются на авиабазе Тинкер, штат Оклахома, здесь же базируются Е-3 Sentry ВВС США. Кроме двух эскадрилий в SCW-1, самолеты Е-6В имеет учебно-тренировочная эскадрилья VQ-7, есть они и на авиабазах ВВС США Трэвис и Оффут и на базе ВМС США Па-таксент-Ривер.
Как правило, персонал на борту Е-6В состоит из 15 человек. Целе аппаратуру обслуживают офицер воздушной связи, супер-вайзер, оператор коммутационной аппаратуры, три борттехника и два оператора радиорелейной линии. Летный экипаж включает троих пилотов, штурмана и трех бортинженеров.

Дальнейшее совершенствование

Недавно началась очередная модернизация Е-6В, в ходе которой целевую аппаратуру предполагается перестроить по принципу открытой архитектуры и улучшить радиосвязное оборудование. С ноября 2009 года осуществляется программа «Service Life Extension Program» (SLEP). Прибывшие в Центр материально-технического снабжения ВВС США в Оклахома-Сити самолеты проходят по регламенту SLEP доработку основных элементов конструкции с целью продления срока службы до 2038 года.