Самолет Boeing Е-4В

 

Boeing E-4 предназначен для управления войсками в условиях нанесения по ним ядерного удара. Самолет оснащен специализированным радиосвязным оборудованием, защищен от воздействия ядерного оружия. Е-4В в критической ситуации может быть использован президентом США. Самолет Boeing Е-4В  это Национальный воздушный оперативный центр (National Airborne Operations Centre, NAOC), воздушный командный пункт (ВКП) американского руководства на случай большой войны. Аппаратура Е-4В позволяет управлять страной, даже если уничтожена ее столица. Предназначение самолета отражено в его прозвище  «Самолет Судного дня» («The Doomsday plane»). NAOC разработан в 1970-е годы. С началом Третьей мировой войны, которая отнюдь не исключалась. F.-4B лолжен был принять на борт президента США и других лидеров, известных как NCA (National Command Authority). Управлять государством и Вооруженными силами предполагалось и с борта Е-4В, и из подземного центра в штате Вирджиния.


При выборе платформы для ВКП ВВС США учитывались скорость, эффективность и комфортабельность, но приоритет отдавался размерам самолета и большой продолжительности полета. Пентагон хотел, чтобы Е-4 мог оставаться в воздухе во виемя обмена пегтыми ядерными ударами, когда связь особенно затруднена, а многие аэродромы могли быть уже разрушены. Широкофюзеляжный Boeing 747 с его огромными внутренними объемами и большой продолжительностью полета вполне подходил для ВКП. На 747-м можно разместить многочисленную спецаппаратуру и обеспечить ее защиту от электромагнитного импульса, а также создать привычный комфорт для VIP-пассажиров.

Впервые Е-4 совершил полет 13 июня 1973 года. Три самолета, поставленные в 1974 году, обозначались Е-4А, они комплектовались как их предшественники  EC-135J. Новое оборудование нес четвертый самолет, Е-4В, переданный заказчику в декабре 1974 года. Со временем все Е-4 доработали в Е-4В.На борту Е-4В президент США мог выполнять функции главнокомандующего Вооруженными силами. Для работы президента и его штаба отводился весь главный салон площадью 511м2. Салон разделен на пять отсеков: для экипажа, для NCA (эквивалент Ситуационной комнаты Белого дома), конференц-зал, для штаба Вооруженных сил, для связи, разведки и управления. На второй палубе находятся помещения для отдыха.



Е-4В оснащен системами защиты от поражающих факторов ядерного взрыва, на самолете установлены низко- и сверхнизкочастотные системы связи, аппаратура спутниковой связи. Отсюда обращение президента можно транслировать и на сети радиовещания и даже на обычные телефонные линии. Е-4В отличается от Е-4А дополнительным низкочастотным самолета, включая двигатели, БРЭО и электропроводку имеют повышенный ресурс.В обычном полете скорость самолета составляет 933 км/ч, с дозаправкой Е-4В может находиться в воздухе 72 часа. Но в случае войны самолет может летать без посадки и с дозаправками неделю. У Е-4В и президентского VC-25A (тоже на базе 747-го) продолжительность пролета ограничена только емкостью маслобаков двигателей. Силовая установка состоит из четырех ТРДД General Electric F103-PW-100 (CF6-50-E2) тягой по 233,53 кН. Изначально Е-4В получил наименование AABNCP (Advanced Airborne National Command Post  Национальный расширенный воздушный командный пункт), позже измененное на NEACP (National Emergency Airborne Command Post Национальный чрезвычайный воздушный командный пункт). Современный термин NAOC частично отражает изменившуюся ситуацию в мире.Есть версия, что Е-4В реально использовался 11 сентября 2011 года, но возможно в тот день самолет принимал участие в ежегодных учениях «Global Guardian». Планируется модернизация Е-4В с установкой более совершенной целевой аппаратуры и совершенствованием бортового комплекса обороны.