Самолет Boeing AL-1ABL


AL-l ABL  попытка создать уникальное средство, способное с большой дистанции уничтожать баллистические ракеты противника при помощи луча высокоэнергетического лазера. «Луч смерти» уничтожил в итоге сам себя — в 2011 году программу закрыли. В течение 1975-1984 годов исследовательское подразделение ВВС США, расположенное на авиабазе Киртлэнд, штат Нью-Мексико, проводило испытания самолета Boeing NKC-135A, оснащенного надфюзеляжной турелью с газодинамическим лазером с длиной волны 10,6 мкм. Модифицированный самолет получил обозначение NKC-135 ALL (Airborne Laser Lab  Летающая лаборатория с лазерной установкой). В ходе испытаний была подтверждена возможность уничтожения при помощи лазерной установки различных воздушных целей: были сбиты пять УР класса «воздух—воздух» AIM-9 Sidewinder и беспилотная воздушная мишень BQM-34.



Но в 1984 году проект был закрыт  военные не нашли для нового оружия реалистичного сценария применения. Однако в 1991 году во время войны в Персидском заливе интерес к боевому лазеру воздушного базирования (airborne laser — ABL) возник вновь. В основном его намечалось применять для уничтожения баллистических ракет типа «Скад» на разгонном участке траектории их полета.В 1996 году консорциум в составе компаний «Boeing», «Lockheed Martin» и TRW (ныне «Northrop Grumman») получил от Агентства по противоракетной обороне США контракт на разработку и испытания такой системы. В качестве платформы для нее был выбран грузовой Boeing 747-400F.

Сердцем новой системы стал химический лазер на основе кислорода и металлического йода (длина волны 1,315 мкм; COIL  chemical oxygen iodine laser), который монтировался в хвостовой части фюзеляжа. Установка включает несколько энергетических модулей и системы зеркал, линз и светофильтров. В модулях происходит сгорание специального химического топлива и образование мощного светового потока, который затем фокусируется с помощью оптики. Непосредственно «выстрел» лазерным лучом осуществлялся из носовой турели. Точное прицеливание выполняется при помощи другого лазера низкоэнергетического Raytheon TILL (track-illuminating laser), a лазер Northrop Grumman BILL (beacon illuminating laser) посылает луч в сторону цели и принимает его отражение, позволяя замерять отклонение траектории луча от прямой линии, вызванное влиянием атмосферы. На борту самолета также имеется система инфракрасных датчиков  для обнаружения стартующих ракет. Данные о пуске ракет могут также поступать от внешних источников разведки и целеуказания.

Переоборудование Boeing 747 в YAL-1A ABL было завершено в мае 2002 года, самолет передали 417-й испытательной эскадрилье, и в июле он совершил первый полет на авиабазе Эдвардс. На авиабазе на самолет установили лазерные системы: BILL прошел испытание в марте 2007 года, затем «отстрелялся» и лазер TILL. В феврале 2008 года на самолете смонтировали и шесть модулей главной лазерной установки. Первое егоогневое испытание было выполнено в августе 2009 года, all февраля 2010 года YAL-1A впервые успешно обнаружил и уничтожил баллистическую ракету-мишень на стартовом участке траектории.В конце 2011 года проект, на который уже потрачено 5 млрд долларов, закрыли — недостатки перевесили достоинства: дальность поражения лазерным лучом оказалась меньше расчетной, а стоимость каждого из необходимых 10-20 самолетов AL-1 составила бы 1,5 млрд долларов.