Самолет Boeing 737 AEW&C


737 AEW&C за счет комбинации проверенного планера с самым современным БРЭО считается лучшим в мире самолетом ДРЛОиУ. Три государства уже приобрели такие самолеты, скоро к ним, вероятно, присоединятся и другие страны.
течение многих лет основным самолетом ДРЛОиУ оставался Boeing Е-3 Sentry. Однако совершенствование авиационных технологий и миниатюризация электроники сделали комплекс, созданный на основе большого авиалайнера и антенны с механическим сканированием, анахронизмом.


Промежуточным решением стала установка системы Sentry на Boeing 767, выполненная по заказу Японии, так как исходную платформу, самолет Boeing 707, давно сняли с производства. Одновременно начался поиск платформы для перспективной системы ДРЛОиУ с новой РЛС Northrop Grumman MESA (multi-role electronically scanned antenna, многоцелевая антенная решетка с электронным сканированием).РЛС, установленная в большом надфюзеляжном обтекателе, снабжена ориентированными в боковые стороны антеннами с приемопередающими модулями диапазона L. Модули также установлены на переднем, заднем и верхнем торцах антенной конструкции, обеспечивая РЛС круговой обзор. Возможности РЛС просто огромны  она способна одновременно отслеживать порядка 3000 целей, включая воздушные и надводные, на дальности порядка 370 км.

Более высокий уровень автоматизации позволил сократить число рабочих мест операторов; максимальное количество рабочих станций 12, но для выполнения типового задания достаточно восьми. Сокращение экипажа и снижение массы электроники позволило установить комплекс на меньший, чем Boeing 707, самолет.В качестве платформы ДРЛОиУ компания «Boeing» выбрала Model 737-700 Increased Gross Weight, оснащенный двигателями CFM International CFM56-7B24. Практический потолок самолета  12 500 м, дальность полета  6480 км. Для сохранения после установки РЛС путевой устойчивости на прежнем уровне под фюзеляжем смонтированы два фальшкиля.Рекламная кампания нового самолета ДРЛОиУ началась в конце 1990-х годов, основной целью рекламы была Австралия. Австралия сделала свой выбор в 1997 году, а в 2000 году был заключен контракт на приобретение четырех самолетов в рамках программы «Wedgetail», и еще два самолета были заказаны в 2004 году.

Выкатка первого Boeing 737 состоялась в 2002 году, позже самолет перелетел в подразделение «Boeing Field» в Сиэтле для установки электронного оборудования. Первый полет в конфигурации ДРЛОиУ самолет выполнил в мае 2004 года. Работы по программе «Wedgetail» не обошлись без проблем и задержек. Первые два самолета передали ВВС Австралии только после ноября 2009 года, но до 5 мая 2010 года их эксплуатировали совместные экипажи  компании «Boeing» и ВВС Австралии. В мае 2010 года самолеты формально передали 2-й эскадрилье австралийских ВВС.Турция заказала четыре Boeing 737 AEW&C в мае 2002 года в рамках программы «Peace Eagle». Первый из них проходил комплектацию БРЭО в Сиэтле, но затем был доработан компанией TAI в Анкаре. Четыре Boeing 737 AEW&C в ноябре 2006 года заказала Южная Корея. Первый из них прибыл на авиабазу Гимхэ в сентябре 2011 года; эту машину оснастили БРЭО в США. На трех остальных самолетах целевое оборудование будет монтироваться компанией KAI в Сэчоне, Южная Корея. Выполнение всего контракта намечено было на конец 2012 года.