Самолет Boeing P-8 Poseidon


В поисках замены устаревших Р-3 командование ВМС США выбрало самолет, созданный на базе знаменитого авиалайнера Boeing 737-800/900, который получил обозначение Р-8 ММА и был заказан как ВМС США, так и ВМС Индии. Вопрос о необходимости разработки новой машины для замены самолета базовой патрульной авиации (БПА) Lockheed Р-3 Orion был поднят в середине 1980-х годов. В 1989 году ВМС США остановили свой выбор на модернизированном Orion, Lockheed Р-7, но на следующий год отменили заказ. Лишь в 2000 году были выданы требования на новый многоцелевой самолет БПА  в рамках программы ММА (Multimission Maritime Aircraft).



Компания «Lockheed Martin» предложила еще один вариант модернизации Р-3, Orion 21, «ВАЕ Systems» представила на тендер Nimrod Mk 4, a «Boeing»  свой вариант, основанный на базе авиалайнера Model 737, который и был выбран 14 мая 2004 года ВМС США. После чего компания получила контракт на первые пять самолетов под обозначением Р-8А Poseidon (в честь древнегреческого бога морей).Специалисты «Boeing» совместили в конструкции Р-8 фюзеляж лайнера 737-800 и крыло самолета 737-900. Одним из наиболее сложных элементов было обустройство внутрифюзеляжного отсека вооружения  он расположен сразу за крылом. Кроме того, Р-8 получил шесть дополнительных топливных баков под полом кабины, что существенно увеличило дальность полета. В кабине находятся пять рабочих мест операторов целевой нагрузки, а также места для отдыха экипажа и стойки с радиогидро-акустическими буями.

Главное средство обнаружения  РЛС с инверсной синтезированной апертурой (ISAR) APY-10 компании «Raytheon», позволяющая осуществлять картографирование местности, опознавание неподвижных и подвижных надводных целей, а также работающая в режиме, который обеспечивает обнаружение подлодок, находящихся на перископной глубине. В последнем случае используется сканирование с высокой частотой в режиме высокого разрешения и с усиленной фильтрацией помех. В состав комплекса могут быть включены более эффективные станции с активными фазированными антенными решетками (АФАР).

В состав целевого оборудования Р-8 также включены ИК-система обнаружения, средства радиоэлектронной поддержки, а также система обнаружения с радиогид-роакустическими буями (РГБ). Магнитометр в 2008 году исключили из состава оборудования Р-8А для ВМС США, но он остался на индийских P-8I и предлагается в качестве опции для других зарубежных заказчиков. Вооружение Р-8 включает торпеды, глубинные бомбы и противокорабельные ракеты. Имеется шесть подкрыльевых узлов подвески для ПКР AGM-84 Harpoon (вариант для Индии) или AGM-84 SLAM-ER (ВМС США).Компания «Spirit AeroSystems» строит фюзеляжи Р-8, после чего они доставляются на завод «Boeing» в Рентоне, где осуществляется конечная сборка. Первый прототип был облетан в Рентоне 25 апреля 2009 года. Кроме пяти прототипов, для летных испытаний были построены два планера для наземных статических испытаний. Компания «Boeing» также отрабатывала основные системы Р-8 на специально переоборудованном Boeing 737 BBJ2.

ВМС США разместили пока заказ на 117 Р-8А, включая прототипы, а в январе 2009 года самолет заказали и ВМС Индии  для замены Ту-142М. Первоначально ВМС Индии заказали 8 самолетов, но затем заказ увеличили до 12.До конца 2011 года были облетаны уже 8 Р-8А, а 29 сентября в воздух поднялся первый P-8I. В октябре был выполнен первый сброс торпеды (Мк 54).Специалисты «Boeing» считают, что на базе Р-8 могут быть созданы следующие варианты: самолет радио- и радиотехнической разведки ЕР-8  для замены RC-135 Rivet Joint и ЕР-ЗЕ Aries II; самолет боевого управления и целеуказания Р-8 AGS  на смену Е-8 J-STARS; самолет-носитель БЛА. Американские Р-8А будут тесно взаимодействовать с флотской модификацией БЛА RQ-4 Global Hawk.