Самолет Atlantique 2

 

При создании нового самолета БПА Atlantique 2 компания «Dassault» приняла решение использовать планер предыдущего варианта, а возможности машины выросли благодаря современной авионике и другим системам. Самолет Atlantique 2, первоначально обозначавшийся Atlantic Nouvelle Generation, или ANG, создавался на замену всем машинам первого поколения, но поступил на вооружение только во Франции. При этом первоначальные планы по закупке 42 самолетов сократились до 30 машин им предстояло заменить 41 французский Atlantic и еще пять машин, купленных в Голландии. Проработки нового самолета были начаты в июле 1977 года, а полномасштабная разработка  в сентябре 1978 года. В окончательном варианте новый самолет БПА имел минимально доработанный планер базовой машины с теми же двигателями, но оснащенный самыми современными образцами БРЭО и различной аппаратуры и систем. Кроме того, была повышена антикоррозийная защита самолета, выполнены другие работы  в том числе и для увеличения срока службы машин, снижения их закупочной стоимости и стоимости эксплуатации.

Внешне новая машина отличалась контейнерами особой формы на законцовках крыла, несколько иной формой верхней части киля (в законцовке поставили антенну системы ARAR-13), измененной носовой частью, а также более крупным воздухозаборником слева внизу в носовой части фюзеляжа. В контейнерах на законцовках крыла размещались антенны системы Thomson-CSF ARAR-13 (для определения местоположения источников электромагнитного излучения и определения характеристик пеленгуемого сигнала). Прототипом стал переоборудованный серийный Atlantic 1, первый полет он выполнил 8 мая 1981 года. Второй самолет тоже был создан путем переоборудования Atlantic 1, он поднялся в воздух 26 марта 1982 года.Разрешение на серийный выпуск получено 24 мая 1984 года, самолеты отличались ВСУ Astadyne и более крупными воздушными винтами Ratier-BAe. Первая серийная машина была облетана 19 октября 1988 года.

Внутренне новый самолет полностью отличался от предшественника. Вся аппаратура была выведена на центральную БЦВМ и включала новую РЛС Thomson-CSF Iguane, ИК-систему переднего обзора Tango, систему обработки данных от радиогидроакусти-ческих буев (РГБ) Thomson-CSF Sadang, систему обмена данными стандарта НАТО (Link 11), а также магнитометр Sextant Avionique (Crouzet). Самолет мог нести до 160 морских маркеров и до 100 РГБ, сброс которых осуществлялся в автоматическом режиме при помощи пневматических ПУ Alkan или же на парашюте.
В основном отсеке вооружения имелись три пары узлов подвески, на которых можно было расположить восемь торпед Mk 46 или семь торпед Мигёпе, шесть 250-кг мин, или восемь глубинных бомб, или две ПКР АМ39 Exocet, или одну ПКР и три торпеды, мины, или глубинные бомбы. ПКР Exocet самолеты Atlantique получили впервые, первый вариант самолета вооружался ракетами Martel. На четырех подкрыльевых узлах подвески самолет мог нести до 3500 кг средств поражения.
Новые машины вначале поступили на вооружение эскадрилий авиации ВМС Франции на западном побережье. Флотилию 23F в Лан-Бихоу перевооружили в 1989-1991 годах, флотилию 24F  в 1992 году. Следом на новую машину должны были перевооружить средиземноморские эскадрильи, но сделать это смогла только флотилия 21F (достигла боеготовности в феврале 1994 года). Флотилия 22F была расформирована 1 октября 1996 года, так и не успев получить новые машины. В итоге флот получил не 30, а 28 самолетов, из которых шесть в 1996 году были отправлены на хранение.



«Dassault» продолжала попытки найти покупателей на новые варианты самолетов Atlantic/Atlantique. Среди них были: вариант Euro-patrol образца 1990 года, который предлагался для замены имеющихся в европейских странах самолетов БПА Р-3 Orion (ввиду закрытия компанией «Lockheed» программы перспективного самолета БПА Р-7); Jet Atlantique образца 1991 года  предлагался Великобритании для замены Nimrod; модернизированный Atlantique 3  впервые предложен в 1988 году, затем в 1995 году, но  безрезультатно.

Jet Atlantique должен был оснащаться двигателями Allison Т406 или General Electric Т407 и дополнительными ТРД (вероятно, Garrett TFE731) под крылом. Atlantique 3 предлагался в 1995 году для замены Nimrod, он отличался ТВД Allison АЕ2100Н и шестилопастными воздушными винтами Dowty 945, штангой дозаправки топливом в воздухе, кабиной экипажа на двух человек с электронным пилотажным индикатором с шестью большими ЖКИ, а также значительной долей британского оборудования и возможностью вооружения четырьмя УР класса «воздух—воздух». Однако в 1997 году Atlantique 3 из конкурса на замену Nimrod выбыл, но вариант с двигателями Allison был предложен Германии  для замены 12 старых Atlantic, Италии  для замены 16 машин и Франции  в целях модернизации Atlantique 2. Новый самолет обещал на 15% лучшую топливную экономичность, увеличение дальности и продолжительности полета. Компания предлагала также вариант Atlantique 3, сохранивший двигатели Tyne, но его характеристики оказались не так хороши, как ожидалось. Все эти многочисленные дорогие «Super Atlantique» преследовали одну цель  обеспечить замену самолетов первого поколения, но эксплуатанты последних решили просто модернизировать свои старые машины. Вариант третьего поколения быстро сошел со сцены, но Atlantique 2 по-прежнему активно эксплуатируется.