Самолет Armstrong Whitworth Argosy

Самолет Argosy, получивший прозвище «Тачка» («Wheelbarrow») за свою двухбалочную компоновку и большую грузоподъемность, так и не достиг запланированных объемов продаж. Тем не менее он хорошо послужил в британских ВВС и у ряда компаний, занимавшихся перевозкой грузов. Проектирование самолета было начато компанией «Armstrong Whitworth» (AW) в конце 1955 года в инициативном порядке. Самолет получил двухбалочную компоновку, обеспечивающую легкий доступ к обоим концам грузового отсека, оснащенного спереди откидным, а сзади — створчатым люками. Высокорасположенное крыло позволило опустить пол кабины на минимальную высоту, одновременно обеспечив возможность установки больших винтов. Кабина экипажа размещалась высоко над грузовым отсеком для обеспечения максимальной вместительности последнего. В составе силовой установки были применены ТВД Rolls-Royce Dart 526. Базовый вариант AW.650 мог быть сконфигурирован для перевозки грузов или пассажиров, или в смешанный вариант. В последнем случае 36 пассажиров размещались по шесть человек в ряд в хвостовой части кабины.


Еще не имея заказов, компания «Armstrong Whitworth» (AW) приступила к постройке 10 самолетов. Прототипа не было, а все 10 машин строились по серийному стандарту и дорабатывались по результатам летных испытаний. Первым был построен самолет G-AOZZ, поднявшийся в воздух 8 января 1959 года.Первый гражданский покупатель, компания «Riddle Airlines» из Флориды, разместил заказ на семь машин, поставленных в 1960—1961    годах. Они были предназначены для военно-транспортных перевозок.«British European Airways» (BEA) приобрела у компании AW три оставшихся самолета и со 2 января 1962    года начала их эксплуатацию. Вскоре эти машины стали выполнять грузовые перевозки по всей Европе.Между тем 6 марта 1961 года совершил первый полет AW.660 Argosy C.Mk 1, предназначенный для британских ВВС. Этот вариант сохранил 70% элементов гражданской машины, а основные отличия заключались в доработке створок хвостового люка, установке панелей остекления в неоткрывающем-ся носовом люке для более точного сброса парашютистов и наличии метео-РЛС. Было заказано 56 Argosy C.Mk 1, первый транспортный самолет поступил на вооружение 114-й эскадрильи в Бенсоне, Оксфордшир, в марте 1962 года. Argosy довелось принять участие в боевых действиях в Малайе. Они могли поднять весьма внушительную нагрузку, включая легкое орудие с прицепом и 1-тонный грузовик.

В других вариантах загрузки самолет мог перевозить 69 полностью снаряженных пехотинцев или 48 раненых на носилках и сопровождающих их санитаров.Эксплуатация Argosy 102 в ВЕА выявила их низкую рентабельность, так что компания AW, несмотря на отсутствие заказов, занялась созданием улучшенного варианта Argosy 200. На нем установили крыло новой конструкции, позволявшее увеличить грузоподъемность, дальность и экономичность машины.Первый Argosy 200, G-ASKZ, поднялся в воздух 11 марта 1964 года. В сентябре ВЕА заказала пять самолетов Argosy 222 с более мощными ТВД Dart 532/1 и увеличенными проемами грузовых люков. Эти машины были поставлены в январе — июне 1965 года и немедленно приступили к работе на грузовых линиях авиакомпании. Один самолет был потерян 4 июля 1965 года при столкновении со склоном горы в Италии. К счастью эта авария обошлась без жертв. Последний полет Argosy, принадлежавшего ВЕА, состоялся 30 апреля 1970 года, и все четыре сохранившиеся машины были проданы канадской фирме «Midwest».

В 1971 году британские ВВС приняли решение о завершении эксплуатации Argosy в рамках мер по снижению военных расходов, и последний транспортный полет машины состоялся в феврале 1975 года. Часть самолетов была переделана в вариант E.Mk 1 для калибровки навигационных систем, поступив в 115-ю эскадрилью. Там они прослужили до окончательного снятия с вооружения в январе 1978 года.Гражданские Argosy продолжали эксплуатироваться в 1970-1980-х годах различными авиакомпаниями. Четыре канадских самолета в основном использовались для снабжения нефтяных разработок на Аляске. Два из четырех самолетов Series 222 были проданы габонской компании SOACO, использовавшей их для доставки строительной техники на аэродромы с грунтовымы ВПП.

Два Argosy 102 компании ВЕА достались «Universal», присоединившись к бывшим самолетам компании «Riddle». После завершения их эксплуатации в 1972 году три самолета были куплены британской компанией «Sagittair». Они интенсивно эксплуатировались, доставляя газеты из Ливерпуля в Белфаст, цветы и фрукты с Нормандских островов, а также обслуживая нефтяников; самолеты базировались в Абердине.Многие из самолетов британских ВВС были проданы на слом или на запчасти. Фирма «Rolls-Royce» приобрела 11 машин, чтобы снять с них двигатели. Один самолет был отремонтирован для авиакомпании «Philippine Airlines», а еще один в 1977 году отправился в Конго для обслуживания полигона компании OTRAG.