Самолет АН-8


Получив информацию о создании в США военно-транспортного самолета Lockheed С-130 Hercules, советское военно-политическое руководство в 1953 году приняло решение о создании своего турбовинтового военнотранспортного самолета. После не очень длительного обсуждения в качестве разработчика было выбрано конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова. В результате грандиозной работы появился успешный Ан-12. В целом этот проект удовлетворял требованиям к новому самолету, и 11 декабря 1953 года было принято постановление Совета Министров СССР, согласно которому КБ О. К. Антонова поручается создание будущего Ан-8, позже получившего в НАТО обозначение «Сагпр». Для установки на новый самолет ОКБ А. Г. Ивченко предстояло доработать свой двигатель ТВ-2 (новый двигатель получил обозначении ТВ-2Т).


В июле 1954 года был готов эскизный проект, а 26 октября прошла макетная комиссия. А уже в начале февраля 1956 года состоялась выкатка Ан-8 из цеха, но лишь 11 февраля летчики-испыта-тели Я. И. Берников и В. П. Васин подняли его в воздух. 18 августа опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде в Тушино, государственные испытания самолета завершились 27 ноября1956    года. В ходе испытаний выявились недостатки в работе силовой установки, поэтому было решено заменить ТВ-2Т на форсированный вариант двигателя АИ-20, который получил обозначение АИ-20Д и имел взлетную мощность 5500 л. с., после чего запустить Ан-8 в серийное производство на Ташкентском авиазаводе. Обновленный Ан-8 поднялся в воздух 30 октября

1957    года, его испытания продлились до 21 ноября 1958 года.В конце того же года первый полет выполнил первый серийный самолет, а в 1959 году машины начали поступать заказчику  ВВС СССР.Ан-8 представлял собой сво-боднонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции, фюзеляж  типа полумонокок, крыло  трапециевидное двух-лонжеронное, хвостовое оперение  однокилевое, шасси  трехопорное с двухколесной носовой и четырехколесными основными стойками. Силовая установка включала два ТВД АИ-20Д, вращавших четырехлопастные флюгерные воздушные винты АВ-68Д диаметром 5 м. Впрочем,получить заявленную мощность АИ-20Д не удалось, поэтому было принято решение о передаче в эксплуатацию Ан-8 с ограничением мощности двигателя до 5180 л. с. (взлетную массу самолета пришлось ограничить 38 т против 42 т у машины с ТВ-2Т).

В десантно-транспортном варианте самолет обеспечивал погрузку (разгрузку)грузов и посадочное и воздушное десантирование техники и десантников (60 солдат или 40 парашютистов), а в санитарном варианте позволял перевозить 50 носилочных раненых. Серийный выпуск Ан-8 осуществлялся в 1957-1961 годах на Ташкентском авиазаводе, всего ВВС поставлен 151 самолет, после снятия с вооружения часть их оказалась в гражданской эксплуатации. Ряд Ан-8 переоборудовали в специальные варианты: танкер Ан-8Т  для перевозки всех видов автомобильных, авиационных и ракетных топлив; опытный Ан-8РУ с двумя пороховыми ускорителями; были проработаны эскизные проекты противолодочного Ан-8М, учебно-штурманского Ан-8Ш и поисково-спасательного Ан-8ПС. Сертификат типа Ан-8 был аннулирован в 2004 году.