Самолет Ан-32


Один из «специальных» эксплуатантов назвал тактический транспортный самолет Ан-32 «неломающимся»  это стало лучшей оценкой для разработчиков этой инте ресной машины, удачно заменившей Ан-26 и до сих пор находящейся в эксплуатации.По результатам эксплуатации Ан-26 и с учетом поступившей заявки от ВВС Индии в середине 1970-х годов было принято решение о создании нового самолета Ан-32 и варианта Ан-32А, оснащенного советским БРЭО.


Новый самолет должен был отличаться улучшенными взлетно-посадочными характеристиками, большими практическим потолком и максимальной взлетной массой, а также повышенными характеристиками при эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья (последнее было особо отмечено в заявке, размещенной на новую машину командованием ВВС Индии). Самолет, впрочем, многое взял и от своего предшественника - в частности, грузовую рампу, хотя грузоподъемность верхнего погрузочного устройства увеличили до 3000 кг, а выброску груза в воздухе должны были облегчить специальные роликовые дорожки, сооруженные в полу грузовой кабины. Самолет мог брать на борт 50 пассажиров (солдат) либо 42 парашютиста, либо 24 носилочных раненых при трех сопровождающих. Обычно экипаж состоял из пилота, второго пилота и штурмана, но зачастую включал еще и бортинженера.

Силовая установка Ан-32 включала два турбовинтовых двигателя АИ-20Д серии 5 мощностью по 5180 л.с., вращавших четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага типа АВ-68ДМ. Двигатели располагались в мотогондоле над центропланом - при помощи рамы и двух подкосов-амортизаторов двигатель крепился к силовому шпангоуту мотогондолы, который, в свою очередь, был фермой связан с кессоном центроплана. Высокое расположение двигателя позволило снизить возможность повреждения воздушных винтов и самого двигателя, но привело к тому, что мотогондолы получились больше, чем на Ан-26, основные опоры шасси по-преж-нему убирались в нижнюю часть мотогондолы. Кроме того, самолет имел вспомогательную силовую установку ТГ-16М, расположенную под центропланом в хвостовом отсеке правой мотогондолы.

Усовершенствования, внедренные на Ан-32, принесли свои плоды - новый самолет получился чрезвычайно неприхотливым и надежным и мог без проблем эксплуатироваться с аэродромов, расположенных на высоте до 4500 м над уровнем моря. Более того, на Ан-32 был установлен целый ряд рекордов. В конце 1980-х годов был разработан коммерческий вариант Ан-32Б с увеличенной на 500 кг грузоподъемностью и более мощной ВСУ Сертификат типа получен в 1995 году.Вариант Ан-32П предназначен для тушения пожаров и имеет два наружных выливных агрегата общим объемом 8000 л. Ан-32Б-200 отличается увеличенной грузоподъемностью, модернизированными двигателями АИ-20Д серии 5М и дополнительными легкосъемными топливными баками, позволившими увеличить дальность полета. До конца 1999 года выпущено 346 Ан-32. Эксплуатанты военной модификации: Афганистан, Ангола, Армения, Бангладеш, Колумбия, Хорватия, Экваториальная Гвинея, Индия, Иордания, Казахстан, Мексика, Перу, Россия и Шри-Ланка.