Самолет Ан-30


Ан-30 часто называют первым советским специализированным самолетом для решения задач авиационного наблюдения, построенного для этого изначально. Ан-30 создавался на базе Ан-24РТ и Ан-26, а его ренессанс наступил в рамках программы «Открытое небо».Самолет Ан-30 строился в небольшом количестве и предназначался для решения задач аэрофотосъемки и наблюдения. Задача создания такого самолета  на базе пассажирского Ан-24  была поставлена в 1964 году, машина получила рабочее обозначение Ан-24ФК. Эскизный проект был закончен в 1965 году, а к лету 1967 года в прототип Ан-24ФК был переоборудован один из серийных Ан-24. От пассажирского он отличался измененной носовой частью фюзеляжа (расширена и застеклена), наличием в нижней части фюзеляжа пяти застекленных фотолюков, отсека для фотоаппаратуры ДИСС-ФК, дополнительными топливными баками в центроплане, подфюзеляж-ным обтекателем, а также отсутствием РЛС «Эмблема», багажной двери и специфического оборудования пассажирского варианта.



Первый полет состоялся 21 августа 1967 года, в июле 1968 года завершились заводские испытания, а в июне 1970 года  государственные испытания. В 1971 году самолет под обозначением Ан-30 был запущен в серийное производство на киевском авиазаводе. Имелись два варианта  Ан-ЗОА для гражданской авиации и Ан-ЗОБ для ВВС, которые отличались наличием у Ан-ЗОБ аэрофотоаппаратов АФА-54/50, гиростабилизирующей установки ТАУ-М, радиовысотомера РВ-25А, электрометеорографа и РНС «Лотос». Позже часть Ан-30 оснастили РЛС «Гроза М-30», а на самолетах, принимавших участие в боевых действиях, ставили контейнеры с ИК-ловушками.  Новая машина отличалась от пассажирского меньшим количе ством иллюминаторов в «главной» кабине, где располагалась комната для проявки фотопленки. Имелись также рабочий стол, туалет, кухня и место для отдыха экипажа. Процесс фотосъемки мог быть автоматизированным, но в составе экипажа имелись также два оператора фотоаппаратуры, состав которой мог отличаться в зависимости от конкретной задачи. При необходимости АФА могли заменяться на другую аппаратуру для геологической разведки, наблюдения за процессами в Мировом океане и др.

В 2000 году Ан-30 находились в эксплуатации в Афганистане, Болгарии, КНР, Чехии, Казахстане, Румынии, России и Украине. Самолеты могли быть быстро переоборудованы в транспортные.В начале 1980-х годов несколько самолетов переоборудовали в Ан-ЗОМ  вместо фотоаппаратуры на нем установили оборудование для применения гранулированной двуокиси углерода (более известен как «сухой лед»), при помощи которой вызывались дополнительные атмосферные осадки в засушливое время или, наоборот, обеспечивалась защита в нужное время ограниченной территории от осадков.Всего построено около 130 самолетов семейства Ан-30.