Самолет АН-2



Ан-2, зарекомендовавший себя отличным самолетом сельхозавиации, нашел применение и у военных  как в СССР, так и за рубежом. Самолеты и вертолеты, создававшиеся в Советском Союзе для гражданской авиации, благодаря своим отличным характеристикам очень часто оказывались затем востребованными военными и другими силовыми ведомствами. Ан-2 не стал исключением  военные не могли пройти мимо неприхотливого в эксплуатации самолета, созданного для работы с неподготовленных аэродромов и имевшего хорошие взлетно-посадочные характеристики.

Многоцелевой Ан-2Т

Первым военным вариантом Ан-2, запущенным в массовую постройку, стала модификация Ан-2Т, предназначенная для перевозки грузов массой 1500 кг и строившаяся серийно в СССР, Польше и Китае (как Y-5A). Широко востребованным в гражданской и военной авиации оказался и санитарный Ан-2С  вариант Ан-2Т, в грузовой кабине которого можно было разместить до шести носилок  по три на борт. Другой вариант, транспортно-десантный Ан-2ТД, активно использовался для парашютной подготовки в подразделениях ДОСААФ. Самолет оснащался съемной грузовой дверью, сидениями (обычно четыре на левом борту и шесть  на правом; либо пять и семь, соответственно), тросами для карабинов вытяжных фалов парашютов, а также звуковой и световой сигнализацией для подачи команд парашютистам. Самолеты могли оснащаться также гаком для буксировки планеров и лыжным шасси.

Кроме гражданских и военных ведомств СССР, самолеты Ан-2 в большом количестве поступали в страны Организации Варшавского договора, а также Афганистан, Албанию, Анголу, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Ирак, КНР, Кубу, КНДР, Лаос, Никарагуа, Польшу, Танзанию и Чехословакию.Среди других военизированных вариантов можно назвать Ан-6  высотную модификацию для метеоразведки с двигателем АШ-62ИР с турбокомпрессором (мощность на высоте 9500 м 850 л. с.). Самолет был облетан в марте 1948 года, на его базе был создан Ан-23А («зондировщик атмосферы»)  высотный самолет, имевший дополнительную кабину с подогревом впереди киля для наблюдателя.

Артиллерийский корректировщик

Другой интересный вариант  Ан-2Ф  представлял собой са-молет-корректировщик огня или фоторазведчик, отличавшийся измененной хвостовой частью фюзеляжа с полностью остекленной кабиной наблюдателя и двухкилевым оперением. Кроме того, для самообороны за верхним крылом самолета установили турельную установку с 20-мм пушкой БД-20Э. Считается, что был построен только один такой самолет.К 1997 году количество зарубежных эксплуатантов военизированных Ан-2 сократилось и включало Анголу, Афганистан, Боснию-Герцеговину, Египет, Кубу, Лаос, Латвию, Литву, Мали, Молдову, Монголию, Никарагуа, Польшу, Россию, Румынию, Украину, Хорватию, Эстонию и Югославию. Китайские же Y-5 состояли на вооружении не только собственных Вооруженных сил, но и ВС КНДР. До 2011 года большинство машин уже не дожило. Эксплуатанты в АмерикеПосле окончания холодной войны в число эксплуатантов Ан-2 вошли даже США  три самолета были поставлены в подразделение «агрессоров» Командования эксплуатационных испытаний и оценки (Operational Test 8( Evaluation Command  ОРТЕС) Армии США, авиабаза Биггс, Форт-Блисс, штат Техас.