Самолет Alenia Aermacchi M346

Итальянский М-346 Master — относительно новый представитель семейства учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. Несмотря на это, он уже нашел заказчиков среди военно-воздушных сил разных стран мира.Начиная с первой половины 1990-х годов, итальянская компания «Aermacchi» и российское ОКБ им. А. С. Яковлева вместе работали над проектом создания нового реактивного учебного самолета Як/АЕМ-130, однако в конечном итоге сотрудничество было прекращено, и компании продолжили работу над таким самолетом самостоятельно. Российский самолет Як-130 совершил первый полет в 1996 году, а в 2009 году был принят на вооружение ВВС России. Итальянская компания «Alenia Aermacchi» продолжила работы по созданию собственного учебно-тренировочного самолета, конструктивно во многом схожего с Як-130, но полностью оснащенного западными системами, авионикой и вооружением. Позже была разработана и учебно-боевая модификация самолета.

Основное предназначение М-346  подготовка пилотов для современных реактивных боевых самолетов, поэтому М-346 оснащен соответствующими органами управления и обладает высокой маневренностью. Силовая установка включает два двухконтурных турбореактивных двигателя Honeywell/ITEC F124-GA-200 производства компании «Fiat Avio». Каждый из двигателей развивает тягу 27,80 кН, что дает возможность развивать максимальную скорость до М=1,2. Двухдвигательная силовая установка обеспечивает самолету хорошую тягово-оруженность, а также повышает надежность эксплуатации и живучесть машины. Двигатель оснащен системой FADEC, органы управления скомпонованы по принципу HOTAS, а система управления самолетом имеет четырехкратное резервирование.

Одной из основных особенностей М-346 является встроенная система имитации тактической обстановки ETTS (Embedded Tactical Training Simulation), которая является структурной частью интегрированной системы подготовки (Integrated Training System) и позволяет для обучения пилотов на М-346 имитировать различные сценарии тактической обстановки (с применением цифровой карты, на которой обозначаются угрозы и цели, расположение своих сил и пр.), а также использовать различные авионику и вооружение.С самого начала М-346 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как учебно-боевой самолет, способный решать задачи штурмовки наземных и перехвата отдельных воздушных целей, а также бороться с кораблями противника и обеспечивать объектовую ПВО. В данном варианте он может нести на девяти внешних узлах подвеску массой до 2994 кг: УР «воздух—воздух» и «воздух—поверхность», УАБ/КАБ, обычные бомбы семейства Mk 80, блоки НАР и пушечные контейнеры.

Первый опытный М-346 был облетан 15 июля 2004 года, а второй  в мае 2005 года. В процессе доводки самолета в его конструкцию вносились изменения:воздухозаборники были доработаны, шасси  модифицировано, для снижения массы машины применены новые конструкционные материалы.В июне 2008 года был облетан третий прототип, а в июне 2009 года стартовый заказ разместили ВВС Италии. Был подписан контракт на 6 самолетов установочной партии, получивших обозначение Т-346А. Первый из них поднялся в воздух в марте 2011 года, в ноябре его передали ВВС. Позже ВВС увеличили заказ до 15 машин.В 2010 году контракт на 12 единиц М-346 подписал Сингапур; поставки должны начаться с 2013 года. Эти машины должны заменить сингапурские A-4SU Super Skyhawk, дислоцируемые во французском Казо. В 2012 году Израиль подписал контракт на 30 М-346  они должны заменить A-4H/N Skyhawk.Совсем недавно компания «Alenia Aermacchi» в сотрудничестве с «General Dynamics» решили предложить модификацию М-346, Т-100, в качестве перспективного учебно-тренировочного самолета ВВС США, предназначенного для замены Northrop Т-38 Talon. В случае успеха самолеты будут выпускаться в США.