Самолет Rockwell/MBB X-31

В 1980-е годы получили развитие системы управления аэродинамически неустойчивых самолетов. Л А, подобные беспилотному Rockwell HiMAT и General Dynamics F-16, продемонстрировали потенциал искусственной устойчивости, которую обеспечивали электродистанционные системы управления полетом. Такие ЛА были способны выполнять маневры, недоступные для традиционно устойчивых аппаратов ввиду ограничений по углам атаки. Работы по неустойчивым ЛА развернулись и в Европе, где дальше всех продвинулась германская МВВ.

В 1986 году США и ФРГ подписали соглашение о разработке и постройке демонстратора технологий, получившего обозначение Х-31. Разработка велась компаниями «Rockwell» и МВВ, приобретенный опыт предполагалось воплотить в проекте истребителя МВВ TKF 90. Х-31 спроектирован с ПГО и подфюзеляжным воздухозаборником двигателя. Силовая установка — один ТРДД General Electric F404. За счет крыла небольшого размаха Х-31 обладал высокой угловой скоростью крена, но главным достижением стала возможность самолета очень быстро увеличить угол атаки.Важным фактором успеха Х-31 стала система отклонения вектора тяги двигателя, позволявшая сохранять управление даже на закри-тических режимах полета.В основу этой системы положили простую концепцию трех поверхностей, отражающих струю газов двигателя.Данные поверхности интегрировали в элек-тродистанционную систему управления полетом, управлявшей также аэродинамическими поверхностями (ПГО, предкрылки, закрылки, рули).

При постройке Х-31 использовались компоненты других самолетов:F-16 (шасси, колесо носовой опоры, педали руля) и F/A-18 (козырек фонаря кабины, фонарь, ручка управления, РУД и др.). Некоторые узлы и агрегаты позаимствовали у С-130 Hercules, Т-2 Buckeye, Cessna Citation и V-22 Osprey. Фюзеляж имеет обычную конструкцию, но ПГО, крыло и киль и некоторые лючки выполнены из графитоэпоксидных композитов, прочных, но легких.Первый из двух Х-31 выполнил первый полет в Палмдейле, Калифорния,11 октября 1990 года. Поначалу самолет летал без поверхностей отклонения вектора тяги. Первый раз Х-31 с установленными поверхностями поднялся в воздух в своем десятом полете в марте 1991 года. Второй Х-31 выполнил первый полет 19 января 1991 года.

Управление программой Х-31 осуществляла Международная испытательная организация, в которую вошли представители NASA, DARPA, Министерства обороны Германии, «Rockwell» и МВВ.Начальный этап испытаний выполнили в Палмдейле. В мае 1991 года самолет сертифицировали для полетов с отклонением вектора тяги, а вскоре первый Х-31 достиг угла атаки 54°.Затем испытания были продолжены на авиабазе Эдвардс, где самолет в сентябре 1992 года вышел на угол атаки 70°. Х-31 сохранял управляемость даже при скорости 48 км/ч и был способен выполнить на этой скорости бочку.Проводились сравнительные воздушные бои Х-31 с истребителями F/A-18 Hornet и F-14 Tomcat. В маневренных боях за счет использования системы отклонения вектора тяги победителем всегда выходил Х-31.В январе 1995 года первый Х-31 разбился, причиной послужило обледенение ПВД, которое привело к отказу системы управления.В целом успешную программу Х-31 закрыли в 1995 году после выполнения 580 полетов.