Самолет DE HAVILLAND DH.IOO VAMPIRE


На базе одноместного DH.IOO Vampire были созданы две двухместные модификации  оснащенный РЛС ночной истребитель и учебный самолет с расположением летчиков плечом к плечу. Последний оставался на вооружении швейцарских ВВС до 1990 года.Ночной истребитель DH.113 Vampire предназначался изначально только для поставок на экспорт и был создан на базе Vampire Mk 5, но отличался носовой частью и кабиной, полученными от Mosquito NF.Mk 36. Самолет сохранил РЛС AI.Mk X, вооружение из четырех пушек  по типу Mosquito  и оснащался одним турбореактивным двигателем de Havilland Goblin 3.

Первый прототип G-5-2 поднялся в воздух 28 августа 1949 года, а в октябре того же года после продолжительных переговоров Египет заказал 12 таких самолетов.В ходе испытаний в конструкцию машины внесли ряд изменений  были установлены горизонтальное хвостовое оперение большего размаха и большие рули направления, как на самолете Venom, и обеспечена возможность подвески двух 455-литровых дополнительных топливных баков.После первой арабо-израильской войны было принято эмбарго на поставки оружия Египту, так что новые ночные истребители поступили в британские ВВС под обозначением Vampire NF.Mk 10. Первой их в июне 1951 года получила 25-я эскадрилья, дислоцированная в Уэст-Моллинге.

В целях обеспечения повышенной безопасности командование британских ВВС настояло на двухмоторной версии ночного истребителя — в этой связи ночные истребители Vampire и Venom рассматривались как временная мера перед поставками ночных истребителей Meteor. Выпуск Vampire NF.Mk 10 составил 95 машин, самолеты также поступили в 23-ю и 151-ю эскадрильи. Однако всего через 2,5 года службы самолеты списали  часть Vampire передали итальянским ВВС (получили обозначение Vampire NF.Mk 54),но и там их эксплуатация была не слишком продолжительной. Еще одним эксплуатантом двухместных Vampire стали ВВС Индии.На заводе компании «de Havilland» в Честере тридцать снятых с вооружения британскими ВВС самолетов были переоборудованы во всепогодные истребители NF.Mk 54 и в 1957 1958 годах поставлены в войска. Часть самолетов была передана в НИЦ в Боскомб-Дауне и в состав 1-й и 2-й штурманских авиашкол в Топклиффе и на острове Торни. Причем самолеты для авиашкол получили модифицированные фонари кабины.

Успешная адаптация двухместной кабины для Vampire побудила инженеров «de Havilland» в инициативном порядке приступить в 1950 году к разработке учебной модификации самолета. С машины сняли РЛС и установили двойное управление, а 15 ноября 1950 года прототип учебного DH.115 Vampire Trainer совершил первый полет. После успешных испытаний в 1951 году самолет был принят британскими ВВС на вооружение в качестве основного учебного под обозначением Vampire T.Mk 11. Появление такой машины ознаменовало для британских ВВС начало новой эры при подготовке летчиков для реактивных истребителей. Получив первый опыт эксплуатации машины в войсках, разработчик внес ряд изменений в конструкцию. Были установлены катапультные кресла и односегментный беспереплетный фонарь кабины, а также изменения внесли в центральную приборную панель для выполнения полетов по приборам и незначительно изменили хвостовое оперение.

Vampire T.Mk 11 поставлялись в различные авиашколы, а в 1956 году стали основным реактивным учебным самолетом в Авиационном колледже британских ВВС в Кранвелле. Кроме того, самолеты использовались в истребительных эскадрильях в качестве связных. Возник также интерес со стороны командования британских ВМС. После успешного завершения испытаний в 1952 году командование ВМС разместило заказ на 73 самолета (под обозначением Sea Vampire T.Mk 22), которые активно использовались в учебных эскадрильях морской авиации.

Компания «de Havilland» выпустила 804 самолета Vampire Trainer, значительная часть их пошла на экспорт под обозначением Vampire T.Mk 55. Ряд стран по лицензии выпускали различные вариации двухместной модификации самолета, включая компании «Hindustan Aircraft Ltd» (Индия) и австралийскую дочернюю компанию «de Havilland», которая выпускала их под обозначением T.Mk 33,34 и 35. Кроме того, истребители и учебные самолеты активно поставлялись в страны Африки, Среднего и Дальнего Востока. Среди покупателей T.Mk 55 числились ЮАР, Египет, Иордания, Родезия, Цейлон (Шри-Ланка), Ирак, Ливан, Сирия, Бирма, Индонезия и Япония.В начале 1950-х годов ряд европейских стран, приступивших к перевооружению своих ВВС, также закупили определенное количество самолетов Vampire, а такие страны, как Швеция, Швейцария, Норвегия и Финляндия приобрели как истребительную, так и учебную модификации, тогда как Австрия, Ирландия и Португалия  только учебный вариант. Vampire T.Mk 11 британских ВВС активно эксплуатировались до начала 1960-х годов, но к 1965 году большинство машин уже было снято с вооружения  последней в 1967 году списала свои самолеты 3-я авиашкола(несколько машин все же остались в эксплуатации в других организациях). Последний военный эксплуатант Vampire Trainer  Швейцария, окончательно снявшая его с вооружения в 1990 году.