Реактивный самолет Republic F-84 Thunderjet

Обозначение F-84 получило большое семейство реактивных самолетов различного назначения с прямым и стреловидным крылом (истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики), спроектированных компанией «Republic».В семейство также входит необычный экспериментальный истребитель XF-91.Republic F-84 Thunderjet, преемник Republic Р-47 Thunderbolt, из-за недостаточной удельной мощности приобрел дурную славу  за длинный разбег его прозвали «Ground Hog». Сотни летчиков на себе почувствовали, что значит находиться в конце ВПП на взлетном режиме, прежде чем тяга двигателя и подъемная сила крыла только начнут побеждать силу тяжести.



Так почему Thunderjet и его варианты, не обладавшие выдающимися характеристиками, включают в число важнейших самолетов в истории военной авиации? Критики ответят  просто потому, что самолет был массовым и занимал определенную нишу в авиации НАТО. Сторонники скажут, что F-84 в длительный критический период истории был готов вступить в бой немедленно и в большом количестве.Первый ХР-84 собрали в Фэр-мингдейле, Лонг Айленд, в декабре 1945 года, после чего самолетом Boeing С-97 его доставили в Лейк Марок. ХР-84 выглядел элегантнее, чем Р-47, но сохранил прямое крыло, хотя профиль его сделали ламинарным. На ХР-84 установили один ТРД General Electric TG-180 тягой 39,20 кН, который массово строился компанией «Allison» под обозначением J35. Двигатель крепился за задним лонжероном крыла, воздух к нему подводился от лобового воздухозаборника по воздушному каналу, который в районе гермокабины был разделен на два рукава. От компрессора до сопла двигатель конструктивно представлял собой консольный элемент без второго пояса крепления в хвостовой части фюзеляжа.Установка ТРД позволяла использовать очень короткие стойки шасси, но, тем не менее, стойки шасси ХР-84 сделали длинными, чтобы обеспечить корректный стояночный угол самолета и предотвратить касание хвостовой частью полосы на взлете и посадке (стальную аварийную пяту также установили). Стойки основных опор при уборке сначала укорачивались, а затем укладывались в ниши между лонжеронами крыла.


Было заказано три прототипа (45-59475/59476/59477), но собрали лишь два. Самолет 45-59475 выполнил первый полет в Лейк Мароке 28 февраля 1946 года, это был первый полет не только самолета, но и ТРД J35. Второй ХР-84 поднялся в воздух в августе, а в сентябре в Мароке был установлен рекорд скорости США  983 км/ч. К этому времени компания «Republic» получила заказ на 15 предсерийных YP-84A. Их планировали вооружить шестью 12,7-мм пулеметами с боекомплектом по 300 патронов на ствол; четыре пулемета монтировались в носовой части фюзеляжа, два  в корневых частях крыла. Часть YP-84A вооружили только четырьмя пулеметами. На других машинах предусмотрели подвеску крыльевых торцевых топливных баков емкостью по 871 л. Дополнительные баки были необходимы из-за ограниченной емкости внутренних баков, которые почти все размещались в крыле.

В 1946 году «Republic» получила огромный заказ на 500 серийных самолетов, позже получивших обозначение F-84B (F  от fighter, вместо Р  pursuit). F-84B оснащались ТРД J35-15C тягой 39,20 кН и торцевыми баками, были вооружены шестью пулеметами, также на них установили катапультное кресло, а с 85-го самолета (F-84B-20-RE) убираемую пусковую установку на 32 НАР На всех самолетах, кроме самых первых, стояли скорострельные пулеметы М3 и система кондиционирования кабины.Однако после постройки 226 самолетов варианта F-84B начался выпуск F-84C с ТРД Dash-1ЗС. Построили 190 F-84C, затем начался выпуск F-84D с ТРД Dash-17D тягой 22,50 кН.

И снова производственный план выполнен не был из-за появления новой модификации  F-84E; построено 184 самолета F-84D. Фюзеляж «Е» удлинили на 30,5 см для увеличения емкости баков и увеличения длины кабины (летчику буквально некуда было деть ноги), появились под-крыльевые пилоны для подвески двух 454-кг бомб, 871-литровых топливных баков (аналогичных торцевым) или другой нагрузки.В конструкцию внесли множество иных изменений. Такжепредусматривалась подвеска двух ракетных ускорителей JATO тягой по 454 кг  взлет оставался серьезной проблемой.F-84E стал первым действительно массовым вариантом (собрали 843). F-84E поступили на вооружение ВВС США и их союзников, в больших количествах использовались в Корее.Из-за задержки с разработкой F-84F со стреловидным крылом в серию запустили F-84G, последний вариант с прямым крылом, он же стал и самым массовым (построено не менее 3025). F-84F отличался ТРД Dash-29 тягой 25,2 кН, многопереплетным фонарем,топливо-приемником Boeing Flying Boom и наличием автопилота. С ускорителем JATO вариант «F» мог взлететь с бомбовой нагрузкой в 1800 кг. Более 1900 F-84F передали ВВС стран НАТО, после снятия с вооружения ВВС США эти машины поставлялись дружественным странам.

Необходимость установки на F-84 стреловидного крыла и более мощного ТРД была очевидной. Один XP-84F (49-2430), изначально известный как YF-96A, оснастили новыми фонарем и крылом; первый полет он выполнил 3 июня 1950 года. За ним последовал доработанный F-84F с ТРД J65  вариантом британского двигателя Sapphire, который выпускался компаниями «Wright» по лицензии и «Buick» по сублицензии.Первый F-84F (51-1344) выполнил первый полет 14 февраля 1951 года, но из-за проблем с двигателем Тактическое авиационное командование ВВС США получило новые самолеты только в 1954 году. Без форсажной камеры, хотя и со стреловидным крылом, новый вариант ненамного превосходил предшественников. Всего построено 2713 самолетов, которые использовались главным образом как ударные. F-84F состояли на вооружении ВВС 12 стран, причем в Греции и Турции  до 1976 года.Второй F-84F отличался воздухозаборниками в корневых частях крыла и послужил прототипом разведчика RF-84F Thunderflash, в носовой части которого разместили шесть фотокамер. Построено не менее 715 разведчиков RF-84F, 386 из которых передали ВВС шести дружественных США стран.