Реактивный истребитель de Havilland Vampire

 

Второй британский реактивный истребитель, de Havilland Vampire, упрочил престиж создавшей его компании, несмотря даже на деревянную конструкцию. Самолет состоял на вооружении ВВС Великобритании и ряда других стран. Первый полет на самолете с ТРД (позже двигатель получил обозначение Goblin) выполнил в 1941 году майор Ф. Б. Хэлфорд. Этот полет стал значительным шагом на пути к проектированию однодвигательного истребителя de Havilland DH.100. Самолет создавался согласно спецификации F.6/41, в которой оговаривалась максимальная скорость машины (не менее 805 км/ч) и боевой радиус (не менее 483 км). Самолет разработан по двухбалочной схеме с очень коротким фюзеляжем, что позволило избежать потерь тяги ТРД из-за длинных воздушных каналов. Фюзеляж в районе кабины изготовлен из фанеры и бальсы. Поскольку винта не было, то стало возможным резко уменьшить клиренс. Первый полет на прототипе DH.100 (исходное название Spidercrab) выполнил 20 сентября 1943    года Джеффри де Хэвилленд-младший. Самолет был создан всего за 16 месяцев!


Летные испытания прототипов (LZ551 и МР838) прошли успешно, по их результатам в конструкцию внесли не очень много изменений. Наиболее заметным изменением стала замена треугольных килей первого прототипа трапециевидными для снижения сопротивления и улучшения путевой устойчивости. На МР838 установили штатное вооружение  четыре 20-мм пушки Hispano. Заказ на производство 120 самолетов (позже обозначавшихся Vampire F.Mk I) утвердили 13 мая 1944    года, за выпуск отвечала фирма «English Electric» из Престона. Первый серийный самолет (TG274) выполнил первый полет 20 апреля 1945 года в Сэмлес-бари, меньше чем за три недели до окончания Второй мировой войны. Обладая максимальной скоростью 869 км/ч, Vampire F.Mk I стал на короткое время самым быстрым британским истребителем. На трех самолетах ранней постройки для эксперимента установили ТРД Rolls-Royce Nene I. Под этот новый двигатель на верхней части фюзеляжа сделали два дополнительных воздухозаборника. Эти машины обозначались Mk II и в дальнейшем эволюционировали в вариант Мк 30, спроектированный в Австралии для местных ВВС.

Первой в британских ВВС самолеты Vampire получила в марте 1946 года 247-я эскадрилья, векоре к ней присоединились 54-я и 72-я эскадрильи. Три эскадрильи составили первое авиакрыло на Vampire. В 1948 году Vampire F.Mk I поступили в дислоцированную в Германии 2-ю тактическую Воздушную армию. В конце 1948 года истребители получила 605-я эскадрилья  первая из многих частей Вспомогательных ВВС; для них Vampire в силу простоты обслуживания стал просто идеальным самолетом. На Mk III опустили стабилизатор, установили скругленные кили и рули направления, увеличили запас топлива в баках  кроме того, предусмотрели подвеску внешних баков. Mk III поступил на вооружение в начале 1948 года. В июле шесть истребителей из 54-й эскадрильи стали первыми реактивными самолетами, перелетевшими через Атлантику.
Рекордсмен

На специально доработанном Vampire Mk I (летчик Джон Кан-нингхэм) с крылом увеличенного размаха 23 марта 1948 года был установлен рекорд высоты 18119 м. Дальнейшее совершенствование планера привело к появлению варианта Vampire Mk 8, а затем и самолета DH.112 Venom.Истребитель-бомбардировщик Vampire FB.Mk 5 отличался усиленным крылом с держателями для двух 227-кг бомб или восьми 27-кг ракет. Самолетами FB.Mk 5 вооружили не менее 40 эскадрилий ВВС и вспомогательных ВВС Великобритании, он стал стандартным истребителем-бомбардировщи-ком. В декабре 1950 года FB.Mk 5 из 60-й эскадрильи стали первыми британскими реактивными истребителями, переброшенными на Дальний Восток. С 1953 года Vampire Дальневосточных ВВС до замены их на Venom принимали участие в войне в Малайе.

На FB.Mk 6 установили ТРД Goblin 3, увеличили взлетную массу и повысили максимальную скорость. ВВС Швейцарии закупили 175 машин FB.Mk 6, но в британских ВВС данная модификация никогда не использовалась: британские ВВС предпочли FB.Mk 9 (построено 324). FB.Mk 9 был оптимизирован для эксплуатации в тропиках: в кабине установили кондиционер, а в увеличенной на 20 см законцовке правой консоли крыла  систему охлаждения Godfrey. Первой на FB.Mk 9 перевооружили 28-ю эскадрилью в Гонконге. FB.Mk 9 эксплуатировали также в Африке, на Ближнем Востоке и в Германии, пока их не заменили в 1954-1955 годах на Venom FB.Mk 1.



На экспорт поставлялись одноместные и двухместные Vampire. Первым импортером стала Швеция, закупившая сначала четыре ранних Mk I (из заказа британских ВВС), а потом еще 70 Mk I (шведское обозначение J28). Первый самолет Швеция получила в марте 1946 года. В дальнейшем она заказала еще 143 FB.Mk 50 (экспортный вариант Mk 5/Mk 6). После снятия с вооружения ВВС Швеции часть самолетов продали в Австрию и Доминиканскую республику. Дольше всего Vampire прослужили в ВВС Швейцарии, которые получили 175 Мкб (100 из них построено в Швейцарии по лицензии). Последние из этих 175 самолетов сняли с вооружения в 1990 году. Несколько Mk 6 доработали в буксировщики мишеней. Покупателями F.Mk 3 стали Канада (83 самолета) и Норвегия (четыре).Vampire с ТРД Nene строились в Австралии (80 единиц F.Mk 30 и 29 FB.Mk 31) и Франции (250 единиц FB.Mk 53 и SE 535 Mistral постройки SNCASE). Ранее ВВС Франции закупили 240 FB.Mk 5 с ТРД Goblin.Дешевизна и простота самолета Vampire привлекли к нему внимание Финляндии, Норвегии, Ирака, Египта, Иордании, Ливана, Новой Зеландии и ЮАР.