Разведывательные варианты самолета Canberra В-57


Бомбардировщики часто использовались в качестве базы для создания самолетов-разведчиков, и В-57 не стал исключением. Разведывательные варианты самолета Canberra, строившиеся в США, получались не только путем простой установки аэрофотоаппаратов (АФА). Были и более глубокие модификации  такие как RB-57D и RB-57F, отличавшиеся удлиненным крылом и новой силовой установкой.


К моменту, когда ВВС США выбрали в качестве основного закупаемого варианта В-57В, ими был уже размещен заказ на 75 самолетов В-57А. В итоге было решено достроить первые восемь машин в качестве опытных, а остальные переоборудовали в самолеты-разведчики RB-57A. Последние отличались специально оборудованным для установки АФА отсеком, отсутствием вооружения и черной окраской, позволявшей снизить вероятность обнаружения самолета при помощи прожекторов. Данные машины с 1954 года поступили на вооружение трех авиакрыльев ВВС США.По меньшей мере, 12 RB-57A были модифицированы для решения специальных задач. В рамках проекта «Heart Throb» 10 машин получили более мощные двигатели J65-W-7 и были облегчены на 2570 кг в целях повышения высоты полета.

Данные самолеты получили обозначение RB-57A-1 и поступили в эскадрильи ВВС США в Европе и на Дальнем Востоке.
Еще два самолета в 1957 году переоборудовали в вариант RB-57A-2, оснащенный высотной РЛС AN/APS-60 Startrack. Они проходили службу на Дальнем Востоке. Третий самолет, названный «Switch Blade», отличался длиннофокусным АФА (610 мм) и применялся для полетов вдоль границ «Железного занавеса», а позже  вдоль границ с Северной Кореей и Китаем. Во время базирования в Японии этот сверхсекретный самолет носил минимум пять номеров, чтобы ввести противника в заблуждение. RB-57 активно использовался на Дальнем Востоке, поэтому накануне войны в Юго-Восточной Азии было принято решение о разработке нового варианта, RB-57E, также известного как «Patricia Lynn». Это были первые реактивные самолеты, принявшие участие во вьетнамской воине,  начиная с 1963 года, они провели там восемь лет, то есть больше, чем любой другой реактивный самолет.

RB-57E дислоцировались на авиабазе Тансоннат в Южном Вьетнаме. Они несли до трех АФА различных типов и ИК-аппарату-ру в модифицированной носовой части. Установленная на самолете ИК-аппаратура была верхом совершенства для начала 1960-х годов, a «Patricia Lynn» стала первым самолетом ВВС США, применявшим ИК-системы над Северным Вьетнамом.По стандарту RB-57E компанией «General Dynamics» были переоборудованы шесть буксировщиков мишеней В-57Е, последний был передан в войска в 1968 году и оснащался РЛС для обеспечения маловысотного полета.Данные самолеты постоянно оснащались новейшими образцами АФА, причем информация по машинам практически не обнародовала» — настолько высока была степень секретности самоле-тов-разведчиков, активно прослуживших до 1971 года, когда им на смену пришли RF-4C Phantom.

Наиболее радикальной доработкой RB-57 стали варианты RB-57D и RB-57E Первые 20 машин были построены компанией «Martin» по четырем разным спецификациям для Стратегического авиационного командования под общим обозначением «Black Knight». Самолеты получили от В-57В планер, но оснащались новым крылом размахом 32,3 м  почти вдвое больше чем стандартное крыло и новые двигатели Pratt & Whitney J57 тягой по 98,1 кН. Базовый RB-57D был одноместным самолетом, место штурмана было занято различным специализированным радиоэлектронным оборудованием. Первые шесть самолетов, известных как «группа «А», поступили в 1956 году на вооружение 6021-й разведывательной эскадрильи (авиабаза Йокота, Япония), гд| проходили службу с самолетами RB-57A-1.«Группа «В»  вторая партия из семи самолетов RB-57D, из которых четыре были оснащены системой дозаправки в воздухе и дислоцировались в ФРГ, откуда совершали разведывательные полеты над Восточной Германией. В ФРГ предполагалось разместить и единственный самолет из «группы «D», RB-57D-1, который также был одноместным, но отличался крупногабаритной РЛС, установленной в носовой части под бульбообразным обтекателем, и мощной РЛС бокового обзора. Следом были построены шесть машин «группы «С», RB-57D-2, яв лявшихся двухместными и также оснащенных носовой РЛС.

Самолеты модификации «D» оказались хорошим «промежуточны! вариантом» до поступления в вой ска самолета-разведчика специальной конструкции Lockheed U-2 но карьера самолетов оказалась короче из-за выявившихся проблем с прочностью конструкции. Вследствие нарушения прочности крыла в полете был потерян минимум один самолет, на других машинах проблемы возникали при посадке. В конечном итоге большая часть самолетов была отправлена на хранение, но несколько машин позже под обозначением EB-57D использовались в качестве высотных мишеней Командованием ПВО. Тем временем ВВС США выдали «General Dynamics», разработчику ЕВ-57Е,задание на разработку «супер «D». По данному стандарту был переоборудован 21 самолет (из модификаций В-57В, RB-57A и RB-57D). Машины отличались массивным крылом размахом 37,2 м и двумя двигателями P&W TF33 тягой по 156,9 кН.

Первый из RB-57F поднялся в воздух в 1963 году, а в следующем году поступил на вооружение. В тот же год две машины были направлены в Пакистан, где, как предполагается, использовались под эгидой ЦРУ Последние четыре RB-57F также были специализированными самолетами-развед-чиками и дислоцировались на Дальнем Востоке. Впрочем, большая часть машин модификации «F» использовалась в метеослужбе и получила обозначение WB-57F. Самолеты находились в эксплуатации до 1974 года и, в частности, занимались сбором проб воздуха в районах проведения ядерных испытаний. Последним же оператором Canberra американской постройки стало НАСА  один самолет эксплуатировался вплоть до 1999 года.