Разведывательные самолеты RC-135

 

Авиалайнеры «Boeing» часто использовались как основа для создания ряда специальных машин для ВВС США, включая разведывательные самолеты семейства RC-135, которые принимали участие во многих операциях  от Вьетнама до Ливии.
Специалисты «Boeing» с самого начала поняли, что планер военно-транспортного С-135 как нельзя лучше подойдет для создания на его базе целого ряда самолетов специального назначения. Один из них  разведывательный самолет RC-135 для радиоэлектронной (радиотехнической) разведки, ряд модификаций которого используется и в наши дни.
Все американские RC-135 входят в состав 55-го авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Оффатт, штат Небраска, где ранее располагалось Стратегическое авиационное командование. Отсюда RC-135 отправляются в различные районы планеты, где требуются их специальные возможности по сбору разведывательной информации. На регулярной основе самолеты дислоцируются на авиабазе Мил-денхол (Великобритания), Суда-Бей (Крит), Кадена (Япония) и Шемя (Алеутские острова).

Сегодня в эксплуатации находятся три модификации самолета, которые оснащены большим количеством специальной радиоэлектронной аппаратуры и внешне хорошо отличимы по «лесу» антенн. Все модификации имеют
характерные обтекатели по бортам в носовой части  за ними расположены антенны системы радио- и радиотехнической разведки AEELS (Automatic Elint Emitter Locator System), а обработкой полученных при помощи нее данных занимаются операторы в основном салоне. Другой обтекатель расположен под фюзеляжем  он укрывает антенны системы MUCELS (Multiple Communications Emitter Locator System).Два самолета RC-135U Combat Sent имеют как большие обтекатели в носовой части, так и обтекатели различных размеров в хвостовой части фюзеляжа, в концевых частях крыла, на киле и в хвостовом обтекателе. До 1991 года они имели ряд антенн над носовыми обтекателями (эту композицию прозвали «вешалка для полотенец»), но затем эти антенны были демонтированы. По имеющейся информации, эти две машины привлекаются и для испытаний новых систем.

Восемь самолетов RC-135V Rivet Joint и шесть RC-135W во многом схожи  это основные машины парка самолетов радиоэлектронной (радиотехнической)разведки, которые внешне отличаются удлиненной, в виде наперстка, носовой частью и большими антеннами внизу под центропланом. Внешне самолеты двух вариантов отличаются только более длинным обтекателем в носовой части на RC-135W и отсутствием у него вспомогательных воздухозаборников на мотогондолах. Для подготовки экипажей в Оффатте имеется учебный вариант TC-135W, на котором отсутствует целевое оборудование.
Более специальными задачами занимаются два RC-135S Cobra Ball, обычно дислоцирующиеся на авиабазе Шемя. В дополнение к носам-«наперсткам», большим бортовым обтекателям в носовой части и каплевидному обтекателю в хвостовой части самолеты хорошо отличимы по большим круглой формы иллюминаторам в фюзеляже — для траекторных измерений, фото- и киносъемки боеголовок ракет, входящих в атмосферу (система RTOS — Real Time Optical System). Правая консоль крыла и мотогондола окрашены в черный цвет для уменьшения бликов при фотосъемке входящих в атмосферу боевых блоков баллистических ракет, а другие бортовые системы предназначены для сбора данных телеметрии в процессе испытаний ракетного оружия.



Главная задача RC-135S  сбор различных данных при испытаниях ракетного оружия другими странами, включая перехват данных телеметрии, посылаемой испытуемыми ракетами. Самолеты приписаны к 24-й разведывательной эскадрилье, но после окончания холодной войны и сокращения в других странах испытаний межконтинентальных баллистических ракет рабочий график этих машин стал менее напряженным. Самолеты применялись и для обнаружения пусков БРСД, например  во время конфликта с Ираком. До февраля 1993 года кроме пары RC-135S в эскадрилье находился еще и один RC-135X Cobra Eye, имевший одно окно для фотосъемки и меньшее количество антенн.RC-135 доказали свою высокую эффективность в мирное и военное время, особенно большой вклад 55-е авиакрыло внесло в успешное проведение операции «Буря в пустыне» и других операций, проводимых в зоне Персидского залива. Сегодня принято решение переоборудовать в вариант RC-135W еще два самолета.В войне с терроризмом, с 2009 года известной как «Overseas Contingency Operation», самолеты RC-135 применяются и для борьбы с самодельными взрывными устройствами, для чего их оснастили спец-аппаратурой.Первым зарубежным заказчиком RC-135, вероятно, станут британские ВВС, которые должны получить три RC-135W.