Разведывательные модификации самолета МиГ-25

Способные развивать в полете скорость до 3000 км/ч и «забираться» на высоту 23 ООО м, разведывательные модификации МиГ-25 являлись одними из наиболее совершенных самолетов в своем классе как в СССР, так и в мире в целом. 5 февраля 1962 года Совет Министров СССР принимает постановление о создании высотных сверхзвуковых перехватчика Е-155П и разведчика Е-155Р. Основными конструктивными отличиями последнего были измененная носовая часть фюзеляжа, где вместо БРЛС разместили раз-ведоборудование, размещение на законцовках крыла несбрасывае-мых баков общей емкостью 1200 л, а также иной состав БРЭО, включая комплексную навигационную систему «Пеленг», впервые включавшую систему инерциальной навигации с ЭВМ и коррекцией по доплеровскому измерителю скорости и угла сноса. Основу бортового комплекса разведки Е-155Р составляли аэрофотоаппараты АФА-70 (АФА-70М), АФА-72, АФА А-Е/10 и НАФА-75 в нескольких вариантах комплектации (размещались на съемных люках в носовой части фюзеляжа) и станция общей радиотехнической разведки (РТР) «Ромб-4А» («Ромб-4Б»).

В 1962-1963 годах в ОКБ-155 начата сборка двух прототипов разведчика Е-155Р1 и Е-155Р2. Сборку первого завершили в конце 1963 года, а 6 марта 1964 года он совершил первый полет. Второй прототип поступил на испытания в марте 1964 года, а 30 марта 1967    года облетан третий прототип, Е-155РЗ, собранный уже на горьковском авиазаводе. В мае 1968    года в Горьком (ныне Нижний Новгород) выпущен четвертый прототип, Е-155Р4,  эталон для серийного производства МиГ-25Р, которое было начато там же в 1968 году. В 1970 году на базе МиГ-25Р создается высотный самолет оперативной разведки  бомбардировщик МиГ-25РБ. Он предназначался для ведения РТР и фоторазведки, а также нанесения ударов по площадным наземным целям. МиГ-25РБ стал первым разведчиком, который мог нести бомбовое вооружение, в том числе ядерное (боевая нагрузка до 4000 кг). Специально для полетов на сверхзвуковых скоростях была разработана авиабомба ФАБ-500М-62, или «Т» (от термостойкая).

Разведоборудование  по типу МиГ-25Р, либо модифицированное  два АФА А-72 для детальной разведки с узкой полосой съемки или один АФА А-87. Самолет также оснастили станцией РТР СПС-4А (Б) «Вираж» и станцией активных радиопомех СПС-141 «Сирень». Собрано более 220 самолетов, часть из них  в варианте ночного фоторазведчика (МиГ-25РБН). МиГ-25РБ поставлялись на экспорт (Алжир, Болгария, Индия, Ирак, Ливия и Сирия). В 1978 году на МиГ-25РБ установили модернизированную станцию РТР СПС-9 «Вираж-1» и сменные комплекты фотоаппаратуры. Самолет получил обозначение Миг-25РБВ и строился серийно в 1973-1979 годах, причем на машинах поздних серий вместо СПС-141 ставили станцию СПС-151 «Лютик». В процессе модернизации МиГ-25РБ под стандарт «РБВ» восемь самолетов оборудовали системой «Высота» с контейнером радиационной разведки  данные самолеты в 1970-1980-е годы вели наблюдение вдоль границ с КНР за проведением там ядерных испытаний.Следующим серийным вариантом стал МиГ-25РБТ, завершивший госиспытания в 1979 году и выпускавшийся серийно в Горьком в 1980-1982 годах. Самолет имел усовершенствованный состав целевой аппаратуры, включая станцию РТР «Тангаж» (взамен станции «Вираж»). В носовой части машины установили РЛС бокового обзора с дальностью обнаружения порядка 200 км.

Летом 1970 года на испытания поступил разведчик-бомбарди-ровщик МиГ-25РБК, оснащенный станцией РТР «Куб-ЗМ» для разведки сложных радиотехнических полей с определением типа, назначения и местоположения радиотехнических средств, документирования данных и передачей их на землю. Основное отличие от других модификаций  отсутствие фотоаппаратуры. Устанавливалась также станция помех СПС-143. Самолет строился серийно в 1973— 1980 годах, поставлялся на экспорт. Один специально модифицированный МиГ-25РБК привлекался к программе «Буран». Модернизированный вариант МиГ-25РБК получил обозначение МиГ-25РБФ и отличался наличием новой станции РТР «Шар-25», наличием БРЭО нового поколения и панорамных АФА (одно из основных внешних отличий  четыре окошка под АФА внизу носовой части фюзеляжа). Самолет завершил испытания в 1981 году, под данный стандарт дорабатывались ранее выпущенные МиГ-25РБК.

Летом 1970 года на испытания поступил также МиГ-25РБС  модернизированный вариант МиГ-25РБ, оснащенный РЛС бокового обзора «Сабля», позволявшей вести всепогодную радиолокационную разведку наземных целей (в том числе ночью). Самолет также получил станцию помех СПС-142, но фотоаппаратура не ставилась. Вооружение  по типу МиГ-25РБ. Внешне МиГ-25РБС отличался от других вариантов большими боковыми радиопро-зрачными панелями в носовой части фюзеляжа и меньшими размерами переднего радиопрозрачного обтекателя. Последние машины получили новое БРЭО, включая станцию «Береза». Принят на вооружение в 1972 году, строился серийно в 1973-1977 годах. Во второй половине 1980-х годов создан опытный вариант МиГ-25РБС с системой дозаправки топливом в полете.После замены в начале 1980-х годов РЛС «Сабля» на РЛС «Шомпол» с лучшей разрешающей способностью, расширенным диапазоном высот и скоростей работы и режимом селекции движущихся целей в полосе обзора в серию пошел вариант МиГ-25РБШ, в который дорабатывались МиГ-25РБС.