Ранние модели МиГ-23

МиГ-23, состоявший в большом количестве на вооружении в СССР и почти во всех союзных ему странах, стал одним из самых массовых реактивных истребителей в истории авиации. Самолет отличают удачная конструкция, уникальное сочетание неприхотливости в эксплуатации с высокими летными данными и надежностью. К проектированию МиГ-23, предназначенного для замены МиГ-21, в ОКБ Микояна и Гуревича (МиГ) приступили в начале 1960-х годов. Учтя недостатки МиГ-21, в ОКБ приняли решение делать самолет с большой дальностью полета и увеличенной массой полезной нагрузки, с лучшим вооружением и более совершенным оборудованием, снижающим зависимость летчика от наведения с земли. Новый самолет также должен был обладать большими скоростью и скороподъемностью, чем МиГ-21. Истребитель получался большим и тяжелым, с большой взлетной дистанцией. Конструкторы ОКБ потратили много сил на изучение способов сокращения длины взлета.


В ОКБ МиГ посчитали использование крыла изменяемой стреловидности лучшим способом устранения недостатков МиГ-21  небольшой дальности полета и недостаточной массы полезной нагрузки. При минимальном угле стреловидности такое крыло обеспечивало взлет и посадку с коротких ВПП и позволяло нести вооружение большей массы.Со сложенным крылом самолет мог разгоняться до высоких скоростей, сохраняя хорошую управляемость на сверхзвуке. Однако подобное крыло обладало рядом недостатков  в фюзеляже требовалось место под размещение механизма изменения стреловидности, и крыло обладало значительной массой. Аргументы «за» и «против» привели к одновременному проектированию двух истребителей.

В обоих проектах использовали схожие фюзеляжи. На «изделии 23-01» (и позже на МиГ-23ПД) установили неподвижное дельтовидное крыло, силовая установка состояла из одного маршевого ТРДФ Р-27-300 С. К. Туманского и двух подъемных ТРД РД-36-35 П. А. Колесова, которые устанавливались в районе центра тяжести и создавали дополнительную подъемную силу на взлете и посадке. Первый полет «23-01» выполнил 3 апреля 1967 года и в июле был показан на воздушном параде в Домодедово.Уже после 14 полетов бесперспективность использования дополнительных подъемных двигателей стала очевидной. Параллельно с «23-01» проектировался самолет «23-11» с крылом изменяемой стреловидности. Общими у «23-01» и «23-11» были только носовая часть фюзеляжа и маршевый двигатель Р-27Ф-300. Вскоре «23-11» получил наивысший приоритет. Первый полет самолет выполнил 10 апреля 1967 года и также был показан на параде в Домодедово. Заводские испытания завершились в июле 1968 года, было выполнено 98 полетов. Самолет рекомендовали к запуску в серию и принятию на вооружение.

Первым в строевые части должен был поступить МиГ-23С, оснащенный РЛС «Сапфир» (С  от «Сапфир») и более мощным вариантом ТРДФ С. К. Туманского. Однако разработка РЛС по срокам отставала от плана, поэтому на первых серийных МиГ-23 устанавливали радиоприцел от МиГ-21, что не позволяло вести самолету воздушные бои за пределами прямой видимости. МиГ-23С достаточно быстро сменил в серии более совершенный МиГ-23М (М  модернизированный). Многие дружественные СССР страны посчитали престижным иметь на вооружении хотя бы одну эскадрилью истребителей с крылом изменяемой стреловидности. Между тем самолет продолжал совершенствоваться. В ОКБ Микояна разработали новые модификации  МиГ-23МС и МиГ-23МФ.Несмотря на появление гораздо более совершенных МиГ-29 и Су-27, МиГ-23 эксплуатируются в некоторых странах до сих пор.