Ракетоносец ТУ-16


Ту-16 был носителем нескольких типов управляемых ракет класса «воздух—поверхность». УР большой дальности в ядерном или обычном исполнении могли поражать наземные и надводные цели, хорошо защищенные ПВО. Первым ракетоносцем в семействе стал Ту-16КС-1, отличавшийся от бомбардировщика убираемым в заднюю часть бомбоотсека обтекателем с аппаратурой наведения и под-крыльевыми пилонами для подвески противокорабельных крылатых ракет с радиолокационным наведением КС-1 «Комета-Снаряд». На среднем участке полета наведение ракеты обеспечивала РЛС «Кобальт» самолета Ту-4К. Со временем часть Ту-16КС модернизировали до уровня Ту-16К-11-16.

Вариант Ту-16К-10 легко идентифицировать по непрозрачной носовой части фюзеляжа с большим обтекателем антенны РЛС наведения крылатой ракеты К-ЮС, которая подвешивалась под фюзеляжем в полуутопленном положении. Построено порядка сотни Ту-16К-10, которые поступали на вооружение полков авиации Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов. Когда ракету К-10 признали устаревшей, ее носители были списаны или доработаны в более современные варианты, в том числе — в Ту-16К-10-26. Вдобавок к подвеске двух К-26 под крылом Ту-16К-10-26 сохранил способность нести К-10 под фюзеляжем. Однако чаще самолеты несли лишь по одной К-26 под левой плоскостью крыла. В вариант Ту-16К-11-16, носители ракет К-11 и К-16, модернизировали 59 бомбардировщиков Ту-16А и ракетоносцев Ту-16КС. Комплекс принят на вооружение в 1968 году. Ракета КСР-2/К-16 подвешивалась под крыло, масса ее боевой части составляла 840 кг, дальность полета — 220 км, максимальная скорость — М=1,2. Ракета выполняла полет по заданной программе с помощью автопилота с коррекцией с самолета-носителя, на конечном участке наведение осуществлялось активной тепловой ГСН.

В носовых частях Ту-16К-11 -16 и Ту-16К-10-26 стояли прицелы несложной конструкции в виде перевернутой буквы «Т», облегчавшие выдерживание заданного угла тангажа при пуске ракеты. Место РЛС «Аргон», штатной для ранних Ту-16, заняла более совершенная РЛС, известная в НАТО как «Short Нот», с антенной несколько большей площади и дальностью обнаружения целей до 200 км. В 1977 году в НАТО впервые идентифицировали ракетоносец Ту-16К-26. Носители ракет К-26, К-11 и К-16 обладали огромным боевым потенциалом, их экспортировали в Ирак и Египет. Ирак, кроме того, закупал в КНР ракетоносцы H-6D (копия Ту-16 с ракетами китайского производства). В советских ВВС ракетоносцы Ту-16 состояли в авиации ВМФ и Дальней авиации, но приоритетными целями для этих самолетов являлись корабли НАТО, прежде всего — авианосцы. К настоящему времени ракетоносцы Ту-16 сняты с вооружения во всех странах, кроме Китая. В России не осталось ни одного летающего Ту-16.