Противолодочный самолет Ту-142


Последний противолодочный самолет Ту-142 (общее кодовое обозначение НАТО  «Веаг») покинул завод в Таганроге в 1994 году, положив конец серийному производству машин этого семейства. Но и сегодня эти самолеты продолжают играть важную роль в системах противолодочной обороны России и Индии. Разработка варианта Ту-95, оптимизированного для решения задач противолодочной обороны (ПЛО), официально началась в 1963 году. Созданный на базе планера Ту-95РТ, новый Ту-142 должен был получитьпоисково-прицельную систему (ППС) и противолодочное вооружение. Также для нового самолета требовалось создать сложную и высокоточную пилотажно-навига-ционную систему (ПНС). Именно из-за отсутствия таких систем оказались неудачными более ранние попытки Туполева создать противолодочный вариант Ту-95 (например, Ту-95ПЛО в начале 1960-х).



Кроме решения задач ПЛО, на Ту-142 возлагалось ведение разведки с помощью станций «Ква-драт-2» и «Куб-3». В соответствии с действовавшей тогда советской военной доктриной Ту-142 должен был действовать и с грунтовых полос, что потребовало установки новых стоек шасси с 12-колесными тележками и значительного увеличения гондол для их уборки. Самолет также получил новое крыло увеличенной площади с баками-кессонами и комплект средств РЭП. Начиная со второго прототипа, фюзеляж был удлинен на 1,50 м для размещения новых систем.В отличие от Ту-95РТ, с которым он сохранил много общего, Ту-142 лишился верхней и нижней стрелковых установок, а большой ра-диопрозрачный обтекатель системы «Успех» заменили меньшим по размерам обтекателем инфракрасной системы. Новые антенны в обтекателях на законцовках стабилизатора пришли на смену антеннам системы «Арфа», используемой на Ту-95РТ («Bear-D»).

В мае 1970 года первые серийные Ту-142 были поставлены противолодочным частям советского ВМФ для проведения испытаний, в ходе которых определялись их возможности по отслеживанию атомных субмарин. После успешного завершения испытаний самолета и ППС «Беркут-95» в декабре 1972 года Ту-142 был принят на вооружение.
Сразу добиться высокой боеготовности не удалось из-за низких темпов производства  в 1972 году авиация ВМФ получила 12 из 36 заказанных самолетов. Кроме того, эти машины оснащались 12-колесными стойками шасси, как у прототипа. Опыт показал, что требования к эксплуатации Ту-142 с грунтовых ВПП являются излишними. Кроме того, характеристики самолета ухудшились из-за возросшей массы. Эти два фактора привели к необходимости создания новой модификации.

На модифицированном Ту-142 организовали места для отдыха экипажа в ходе продолжительных полетов, а основные стойки шасси заменили облегченными 4-колесными и провели еще ряд мероприятий, позволивших снизить массу конструкции на 3630 кг и улучшить летные характеристики. Модифицированная машина не получила в СССР нового обозначения (до запуска в серию Ту-142М успели построить всего 18 Ту-142), а вот в НАТО ей присвоили кодовое обозначение «Веаг-F Mod.l».
В 1972 году Куйбышевский авиазавод выпустил свой последний самолет этого типа, ставший эталоном для серийного,  Ту-142М («Веаг-F Mod.2»), постройкой которого теперь стал заниматься завод в Таганроге. Ту-142М получил удлиненную кабину и новые стойки шасси, но состав оборудования не изменился по сравнению с предыдущими самолетами. Из-за сходства с последними куйбышевскими Ту-142 самолеты из Таганрога сохранили в авиации ВМФ обозначение Ту-142, несмотря на заводское обозначение Ту- 142М.

Появление новых, более «тихих», подводных лодок и опыт, накопленный в ходе эксплуатации, показали, что применение гидроакустических буев, работающих в звуковом диапазоне, снижает эффективность поиска субмарин. Вновь повысить ее позволяло использование активных буев со взрывными источниками звука (ВИЗ). Поэтому Ту-142МК («Bear-F Mod.3») получил новые буи, работавшие в сочетании с ППС «Коршун». Первый самолет поднялся в воздух 4 ноября 1975 года, а в апреле 1978 года начались государственные испытания ППС. Новые ППС, бортовое оборудование и средства ПЛО создавали ряд проблем, так что возникли опасения, что они могут устареть еще до принятия на вооружение. Поэтому в июле 1979 года, за год до того, как начали службу Ту-142М с ППС «Коршун», было заявлено, что самолет нуждается в дальнейшей модернизации.Тем не менее в 1978 году начался серийный выпуск Ту-142М (Ту-142МК), сменивших на сборочной линии базовые Ту-142М. Авиация ВМФ по-прежнему продолжала использовать свои обозначения  самолеты с новой ППС стали называться Ту-142М, а старые машины сохранили обозначение Ту-142.

Первые три Ту-142МК с ППС «Коршун» начали службу в ноябре 1980 года. Кроме ППС, они получили магнитометр, новую навигационную систему, автоматически выдававшую информацию для маневрирования, и новую аппаратуру РЭБ.
На протяжении производства Ту-142 постоянно совершенствовался. Последним противолодочным вариантом стал Ту-142МЗ («Веаг-F Mod.4») с более совершенной ППС, модернизированными системами РЭБ и новыми двигателями и ВСУ
Программы модернизации позволили повысить эффективность Ту-142 в борьбе с современными атомными подводными лодками. Ту-142МЗ несет ППС «Коршун-Н» и радиогидроакустическую систему (РГС) «Заречье» (давшую букву «3» в обозначении Ту-142МЗ), входящие в систему «Нашатырь-Неф-рит». В дополнение к буям РГБ-1А и РГБ-2 самолеты Ту-142МЗ могут нести новые буи РГБ-16 и РГБ-26. Новое оборудование позволяет вдвое увеличить эффективность самолета при одновременном сокращении расхода буев в 1,5 раза. Теперь возможно обнаруживать субмарины, идущие на глубине до 800 м. Некоторое увеличение военных расходов и изменения в политике, проводимой Россией в последнее время, позволили увеличить налет Ту-142. Хотя из-за катастрофы, произошедшей 7 ноября 2009 года, полеты Ту-142 были на короткое время приостановлены.