Противолодочный самолет Ил-38

Наиболее многочисленным противолодочным/патрульным российским самолетов является Ил-38. Несмотря на ряд ограничений установленного на нем комплекса «Беркут», самолет показал себя как весьма эффективное средство борьбь с подводными лодками.Первым в 1968 году Ил-38 получил вновь сформированный 24-й ОПЛАП ДД (отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия) Северного фронта, дислоцированньи в Североморске-1 под Мурманском. В 1969 году Ил-38 получил также вновь сформированный 77-й ОПЛАП ДД Тихоокеанского флота (ТОФ), базировавшийся на аэродроме Николаевка под Владивостоком. Через три года Ил-38 поступили в авиацию Балтийское флота  в 145-ю ОПЛАЭ (отдельная противолодочная эскадрилья) на аэродроме Рига-Скулта.Первая реальная цель (иностранная субмарина) была обнаружена североморским Ил-38 в 1968 году в Баренцевом море. Авиация TO открыла свой счет в 1974 году, обнаружив иностранную субмарину в Японском море, а Ил-38 с Балтики впервые обнаружил чужую noj водную лодку двумя годами позже в Индийском океане. Самолет Ил-38 нравился летчикам и техникам, но его бортовой комплекс «Беркут» совершенством не отличался, особенно часто выходил из строя вычислитель ЦВМ-264.

В целом Ил-38 проявил себя эффективным противолодочным комплексом по сравнению с другими советскими системами ПЛО. На долю Ил-38 и Бе-12 пришлось 80% обнаруженных до 1989 года ВМФ СССР иностранных субмарин. Столь высокий результат объясняется отличной подготовкой экипажей и интенсивным использованием самолетов (экипажи налетывали до 300 часов ежегодно). Большинство полетов выполнялось на малых высотах, хотя довольно часто выполнялись полеты на радиотехническую разведку на средних высотах (особенно на Балтике).Ил-38 регулярно базировались на аэродромах дружественных СССР стран. В 1968-1972 годах Ил-38 выполняли полеты с базы Мерса-Матрух в Египте. Самолеты пилотировали советские экипажи, но опознавательные знаки были египетские.В начале 1980-х годов Ил-38 работали с аэродромов в Ливии, Сирии и Народной демократической республики Йемен. Из Йемена самолеты 145-й ОПЛАЭ отслеживали перемещение авианосных групп ВМС США. С 29 января 1981 года Ил-38 базировались в Эфиопии на авиабазе Асмара. Отсюда выполнялись полеты над Арабским морем. Присутствие Ил-38 в Эфиопии завершилось в 1984 году, когда базу Асмара захватили сепаратисты из Эритреи, уничтожив на ней всю технику, включая два Ил-38.

Важной для Ил-38 задачей была также морская разведка. Несколько самолетов оборудовали системами радиотехнической разведки «Вишня». Такие машины вели слежение за кораблями НАТО. Ил-38 использовались и для выполнения поисково-спасательных заданий, для чего самолет мог брать капсулу КАС (кассета аварийно-спасательная); КАС подвешивалась в переднем отсеке вооружения и сбрасывалась с парашютом. Самолеты из 77-го ОПЛАП приняли участие в событиях, связанных с уничтожением в сентябре 1983 года самолета Boeing 747-230В компании «Korean Air Lines». 7 апреля 1989 года Ил-38 Северного флота безуспешно пытались оказать помощь экипажу атомной субмарины «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море из-за пожара.Пик количества Ил-38 в морской авиации пришелся на начало 1990-х годов, но распад СССР привел к резкому снижению количества самолетов. Часть аэродромов базирования Ил-38 находилась в Украине и Латвии. 145-я ОПЛАЭ покинула Ригу в 1992 году, а через год была расформирована. Украина доставшиеся ей Ил-38 не использовала, самолеты, дислоцированные на аэродромах Николаев и Кировское, утилизировали.

Длительный экономический кризис, охвативший Россию, крайне негативно отразился на боевой мощи морской авиации. Некоторое время из-за отсутствия топлива полеты не выполнялись вообще.Положение несколько улучшилось в конце 1990-х годов, когда Ил-38 возобновили патрульные полеты. Важность таких полетов стала особо заметной после операции НАТО в Югославии и последовавшего за ней осложнения отношений между Россией и странами НАТО. 15 апреля и 14 мая 1999 года самолеты из 77-го ОПЛАП ДД обнаруживали иностранные субмарины (вероятно, американские) у берегов Камчатки.Вариант модернизации Ил-38 разработан холдинговой кампанией «Ленинец» и предусматривает установку на самолете нового комплекса «Морской Змей». «Морской Змей» установлен также на модернизированные Ил-38 ВМС Индии, ставшей единственным иностранным заказчиком Ил-38  пять самолетов закуплены в 1975 году. Помимо новой РЛС, на индийских машинах смонтировали ИК-системы обзора передней полусферы и аппаратуру РТР.Для замены Ил-38 предназначался Ту-142, но полной замены не произошло. Ил-38 обладает очень большим ресурсом в 40000 летных часов, отличается отменной надежностью и продемонстрировал высокий уровень безопасности полетов. Подобно американскому Р-3, Ил-38 обладает высокими взлетно-посадочными характеристиками и может эксплуатироваться со сравнительно коротких ВПП.Ил-38 остается важным комплексом ПЛО ВМФ РФ, заполняя нишу между вертолетами и дальними Ту-142. В 2013 году в пригодном к полетам состоянии находилось порядка десятка российских Ил-38.