Происхождение стратегического бомбардировщика Ту-22М

Ту-22М, создававшийся как дальнейшее развитие Ту-22, с крылом изменяемой стреловидности более 30 лет использовался в качестве стратегического бомбардировщика и ударно-разведывательного самолета морской авиации. Этот самолет и сегодня остается важным элементом в авиации России.Могучий Ту-22М (обозначение НАТО  «Backfire») ОКБ А.Н. Туполева принадлежит к классу средних бомбардировщиков, практически исчезнувшему из арсенала ВВС США к 1960 годам. Созданный для нанесения ядерных ударов, самолет не обладал межконтинентальной дальностью. На него возлагались две основные задачи: нанесение ударов по стратегическим целям в Европе и Азии и уничтожение американских авианосных ударных групп. Тем не менее истинное назначение «Backfire» долгое время оставалось темой горячих дебатов на Западе, и этот самолет стал настоящей «иконой» завершающего этапа холодной войны.

Работы над Ту-22М начались в 1959 году, когда стали искать преемника для бомбардировщи-ка-ракетоносца Ту-22 «Blinder». Ту-22М тогда рассматривался как подстраховка для трехмахового бомбардировщика Т-4 ОКБ П. О. Сухого. Несмотря на то что это был практически новый самолет, машине было присвоено обозначение Ту-22М (М - модифицированный).А. Н. Туполев разработал самолет с крылом изменяемой стреловидности, позволившим значительно сократить расход топлива на разных режимах полета. В отличие от революционного Т-4 самолет Ту-22М сохранил систему вооружения Ту-22 — с ракетой Х-22 в качестве основного оружия. Большинство вылетов должно было выполняться с одной ракетой в бомбоотсеке, но в случае действий на небольшую дальность машина могла нести еще две ракеты на пилонах под крылом. Сохранилась и возможность использования обычных свободнопадающих бомб.

После выпуска небольшого числа Ту-22М0 и Ту-22М1 перешли к производству основного серийного варианта  Ту-22М2 («Backfire-B»). Его дальность сразу стала предметом острой дискуссии между американскими ведомствами, которые не могли поверить, что это машина средней дальности. ВВС и разведуправление МО США полагали, что боевой радиус действия составляет около 5630 км, что сразу переводило самолет в разряд стратегических. ЦРУ же считало, что радиус действия машины не превышает 3380 км.Эти противоречия подогревались СССР, отвечавшим твердым отказом на оглашение каких-либо данных о самолете.В конечном итоге, Советский Союз согласился демонтировать с самолетов заправочные штанги. Когда наконец были получены точные характеристики машины, оказалось, что более скромная оценка дальности, произведенная ЦРУ, была ближе к истине.На самом деле, Ту-22М был предназначен для решения тех же задач, что и его предшественник Ту-22 «Blinder»  нанесения ударов по целям в Европе и Азии и борьбы с авианосными группами.

Ту-22М2 поступил на вооружение в 1976 году и зарекомендовал себя гораздо лучше предшественника. Результатом дальнейшего совершенствования стал Ту-22МЗ,внешне отличавшийся новой формой носовой части и совковыми воздухозаборниками, максимальная скорость которого возросла до М=2,05, а дальность полета увеличилась на треть. Также был расширен состав вооружения за счет использования ракеты Х-22МА и ракеты X-15 (AS-16 «Kickback»), применявшейся в вариантах X-15П с ядерной БЧ или X-15А с фугасной БЧ.Ту-22М недолгое время использовались в Афганистане, а в 1995 году наносили удары по объектам в Чечне. Интересно, что генерал Джохар Дудаев в свое время был пилотом М3. Самолет ограниченно использовался и во время скоротечного конфликта России с Грузией в 2008 году.Ту-22М продолжает оставаться основным российским бомбардировщиком. Сейчас несут службу около 110 самолетов этого типа, а еще значительное количество находится в резерве. Несмотря на использование спутников в качестве основного средства морской разведки, небольшое число самолетов морской авиации оснащено разведоборудованием.