Перехватчик МиГ-25

Обладая максимальной скоростью полета порядка М=3, самолет МиГ-25 до сих пор остается самым скоростным серийным перехватчиком в истории авиации. Улучшенный МиГ-25ПД мог обнаруживать и перехватывать воздушные цели на фоне земли.ОКБ А.И. Микояна построило два прототипа перехватчика Е-155П. Оба представляли собой планер от Е-155Р-3, но с новой носовой частью оживальной формы, в которой предстояло установить РЛС «Смерч-А» с дальностью обнаружения целей 100 км (дальность сопровождения 50 км). Е-155П-1 выполнил первый полет 9 сентября 1964 года.МиГ-25П являлся частью нового комплекса вооружения, поэтому госиспытания самолета (и комплекса) были очень масштабными; для их проведения потребовалось самолетов больше, чем в случае с МиГ-25Р. Построили девять пред-серийных машин (от Е-155П-3 до Е-155П-11), большинство из которых летали в Ахтубинске в НИИ ВВС.

Серийное производство началось в 1965 году, но из-за проблем с двигателями и системой управления на вооружение самолет сертифицировали только в-1970 году. Развертывание МиГ-25 в строевых частях шло очень быстро, однако самолеты эксплуатировались с ограничениями. Так, например, никто не знает истинного значениямаксимальной скорости МиГ-25П, так как ограничение по скорости в М=2,84 установлено по прочности лобового остекления кабины, а не исходя из тяги двигателей! МиГ-25П официально был принят на вооружение 13 апреля 1972 года. В серийные МиГ-25П поздней постройки внесли ряд изменений, в частности, увеличили площади килей и уменьшили площади фальшкилей. Поперечное V крыла довели до 5°, изменили форму законцовок крыла. От запланированной установки ПГО отказались, так же как и от крепления топливных баков и небольших вертикальных поверхностей на торцах крыла.

Очень мощная РЛС РП-25 выполнена с использованием ламповой техники и имеет ряд отличий от установленной на Ту-128 РЛС РП-С. РП-25 оснащались пред-серийные и первые серийные МиГ-25. РП-25 способен обнаруживать цели автономно или используя информацию с земли, передаваемую на МиГ-25 посредством аппаратуры «Воздух-1». Другая информация с земли передавалась по линии передачи данных «Лазурь». После взятия радиолокатором цели на сопровождение МиГ-25 был способен выполнять атаку в полностью автоматическом режиме, включая автоматический захват цели ГСН ракеты.В типовой атаке МиГ-25 должен был выпустить по цели залпом две ракеты  Р-40Т с ИК ГСН и Р-40Р с полуактивной РЛ ГСН.В ходе серийного производства на МиГ-25П стали ставить сначала РЛС «Смерч-А2», затем  «Смерч-АЗ».6 сентября 1972 года лейтенант Беленко перелетел из Чугуевки под Владивостоком в аэропорт Хакодате, Япония. После посадки в баках МиГ-25 почти не осталось топлива.

Вариант «ПД» сохранил многие особенности позднего «П», но его ключевые системы были совершенно иные. Главное изменение заключалось в установке РЛС Н-005 «Сапфир» (РП-25М), разработанной на основе импульс-но-доплеровской РЛС Н-003 «Сапфир-23» истребителя МиГ-23МЛ, но с антенной большего диаметра. Эта РЛС могла обнаруживать и сопровождать цели на фоне земли, дальность обнаружения в сравнении с РЛС «Смерч» несколько увеличили — до 115 км.Новую РЛС дополнил теплопе-ленгатор ТП-26Ш-1 с дальностью обнаружения теплоконтрастных целей до 45 км. Доработанные ракетыОба варианта ракеты Р-40 получили новые РЛС с вдвое большей дальностью захвата целей. Новые модификации обозначались Р-40РД и Р-40ТД (И-46РД и И-46ТД). Для большей гибкости боевого применения комплекса на внешние пилоны вместо двух УР Р-40 стало возможным подвешивать четыре УР малой дальности «Молния» Р-60, или Р-60М. МиГ-25ПД начали поступать в -части в 1979 году с новыми двигателями Р15БД-300. Ресурс варианта «ПД» составлял 1000 летных часов. МиГ-25ПД получил возможность нести 5300-литровый топливный бак, использовавшийся на МиГ-25Р/РБ.После того, как Беленко сорвал покров секретности с МиГ-25-, все экспортные препоны для самолета немедленно убрали. До побега Беленко возможность поставок совершенно секретного МиГ-25 в третьи страны, даже ближайшим союзникам СССР, не рассматривалась.По запросу ряда стран Среднего Востока разработали экспортный вариант истребителя МиГ-25, близкий к МиГ-25ПД. Однако ряд ключевых систем взяли от МиГ-25П: РЛС РП-25 «Смерч-А2», приемник предупреждения об облучении, систему «свой—чужой». Первые поставки МиГ-25 Сирии и Алжиру начались в 1979 году, затем самолеты получили Ливия и Ирак.

Успешная и относительно простая модернизация варианта «П» в «ПД» позволила доработать все строевые МиГ-25П. Модернизация проводилась на заводе в Горьком с 1979 года. В носовой части фюзеляжа делалась небольшая вставка, необходимая для монтажа РЛС «Сапфир» вместо РЛС «Смерч», под носовой частью фюзеляжа монтировался теплопеленгатор.Доработанные самолеты получили и новую аппаратуру передачи данных от МиГ-25ПД, а на двигателях смонтировали коробки агрегатов от Р15БД-300. Модернизированные строевые самолеты обозначались МиГ-25ПДС (С  Строевой).Один МиГ-25ПД модернизировали в МиГ-25ПДЗ, оснащенный системой дозаправки в воздухе. Неубираемый L-образный топли-воприемник был смонтирован непосредственно перед остеклением кабины с небольшим смещением к правому борту. Под монтаж топливоприемника в носовую секцию фюзеляжа пришлось сделать вставку длиной 250 мм. Из-за нехватки самолетов-за-правщиков дозаправка в воздухе летчиками ВВС и ПВО не отрабатывалась, поэтому приоритет в оснащении системой дозаправки получили самолеты следующего поколения  МиГ-31, Су-27ПУ МиГ-29М и Су-27М.Обозначение «изделие 99» получили два самолета (МиГ-25П и МиГ-25Р), которые использовались для испытаний ТРДДФ ПС-ЗОФ, разработанных для МиГ-31. С новыми двигателями МиГ-25 показал значительно большую дальность полета (3310 км без внешних подвесок), большим стал и практический потолок. Разработка МиГ-31 шла успешно, поэтому интерес к «изделию 99» пропал.