Патрульный самолет Р-95А Bandeirulha


1-я эскадрилья «Orungan» 7-й авиагруппы получила на вооружение морской патрульный вариант самолета Bandeirante в 1977 году. Самолеты эскадрильи дислоцировались в Сальвадоре и патрулировали северо-восточное побережье Бразилии и территориальные воды. В перспективе планируется перевооружить эскадрилью на Р-ЗАМ Orion. Бразильские самолеты Bandeirulha (сокращение от «BandeirantePatrulha») принимали участие и в вооруженном конфликте  в мае  июне 1982 года, два самолета были арендованы Аргентиной, вступившей тогда в вооруженное противостояние с Великобританией за обладание Фолклендскими островами. Впрочем, непосредственного участия в боевых действиях данные самолеты не принимали и вскоре были возвращены Бразилии, где решали задачи более мирного характера.Морской патрульный самолет Bandeirante отличается от транспортного варианта наличием концевых топливных баков, которые заправляются через горловины в верхней их части. Каждый бак вмещает 318 л, что вместе с более емкими основными топливными баками обеспечивает самолету большую дальность полета. На законцовках находятся зеленый (справа) и красный (слева) аэронавигационные огни.

По бокам киля расположены две антенны радиотехнической системы ближней навигации, использующей сигналы от всенаправленных радиомаяков. В распоряжении летчиков имеется также система инструментальной посадки, в состав которой входит приемник Collins VIR-31 А. Эта система обеспечивает высокоточную посадку в сложных метеоусловиях или ночью. Воздухозаборники по бортам в хвостовой части используются для забора воздуха в установку кондиционирования салона, расположенную здесь же. В зависимости от ситуации установка может подавать охлажденный воздух, либо же подогретый воздух, отбираемый от двигателей. В хвостовой части также расположена конформная антенна автоматического радиокомпаса, а немного впереди установлены и рамочные антенны. Последняя пара иллюминаторов в салоне может открываться в полете для выполнения более четкой и детальной фотосъемки кораблей и судов.

Для опознавания кораблей и судов ночью самолет оснащен прожектором мощностью 50 млн свечей. Он установлен на правой консоли крыла вместо внутреннего пилона для подвески вооружения, что сократило количество точек подвески до трех. На пилонах можно подвесить три обычные или глубинные бомбы, либо шесть 127-мм неуправляемых авиационных ракет (НАР) типа HVAR (на рисунке) или 21 НАР калибра 70-мм типа FFAR. Внизу хвостовой части самолета имеется наклонная трубчатая направляющая пускового устройства для постановки дымовых маркеров и осветительных ракет для работы ночью.

Посадочная фара установлена в передней кромке каждой консоли крыла, снаружи от аэродинамического гребня, играющего также роль антибликового экрана. Силовая установка включает два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada РТ6А-34, каждый из которых развивает на уровне моря и при температуре окружающего воздуха 30°С мощность 750 л. с., если же принимать во внимание пропульсивный эффект струи газов, проистекающей из выхлопных отверстий по бокам мотогондолы, то мощность каждого двигателя повышается до 783 л. с. Самолет Bandeirante оснащен трехлопастными реверсивными воздушными винтами Hartzell, а в мотогондолах устроены ниши для одноколесных стоек основных опор шасси (убираются вперед по полету). Управляемая одноколесная носовая стойка также убирается вперед по полету - в нишу впереди кабины пилотов.

Морской патрульный вариант самолета ЕМВ-111А получил обозначение Р-95 Patrulha (или Bandeirulha) и поступил на вооружение ВВС Бразилии в 1977 году. Под большим носовым обтекателем находится антенна поисковой РЛС Cutler-Hammer APS-128 SPAR-1, сопряженной с инерциальной навигационной системой Litton LN-33. Привод антенны двухскоростной, с возможностью стабилизации электронной оси антенны в пределах +/-20° для компенсации крена самолета. Радар позволял при полете на высоте 610 м обнаруживать надводную цель с ЭПР 150 м2, например, траулер, на удалении до 95 км. Информация выводится на 18-см дисплей оператора РЛС, а пилот имеет менее крупный дисплей на приборной доске. Бразилия также приобрела партию самолетов Р-95В, оснащенных модернизированной РЛС Super Searcher.