Палубный истребитель Rafale

При разработке палубный вариант Rafale имел приори тет перед самолетом для ВВС. В результате Rafale М начал службу в 2001 году, став одним из самых совершенных палубных истребителей в мире.Срочно подыскивая замену для F-8 Crusader, Авиация ВМС Франции согласовала приоритет в получении Rafale, в результате чего первые боевые самолеты были переданы подразделению Flotille 12F в Ланди-визио. Такое решение позволило восстановить возможности ПВО французской авианосной авиагруппы.Морской Rafale М имеет около 80% общего с конструкцией истре бителей вариантов В/С для ВВС. Основные отличия касаются конструкции шасси, установки посадочного крюка и усиления планер;


Усиленное шасси Rafale М, разработанное «Messier-Bugatti-Dowty», способно поглощать энергию при посадке самолета с вертикальной скоростью до 6,5 м/с.Носовая стойка оснащена узлом крепления к катапульте и может удлиняться для увеличения угла атаки при взлете.Дополнительное оборудование Rafale М включает микроволновую посадочную систему и систему Telemir, позволяющую взаимодействовать навигационному комплексу самолета с комплексом авианосца для повышения точности самолетовождения. Автомат тяги и цифровая система управления двигателем позволяют поддерживать заданную скорость и угол атаки (обычно 16°) на всем пути до зацепления тормозного троса.Объем закупок Rafale М постоянно уменьшается из-за сокращения бюджета. В 1992 году число закупаемых машин сократили с 86 до 60. В 2008 году их число сократилось до 58 самолетов. Кроме того, закупки были растянуты до 2025 года, вместо первоначально планировавшегося 2012 года.В декабре 1999 года флотилия 12F сдала свои F-8P Crusaders и была расформирована. Между тем авианосец «Фош» был модернизирован для проведения испытаний Rafale  доработали катапульты. Корабль был продан Бразилии до того, как Rafale достиг боеготовности.В 2000 году ВМС получили четыре первых Rafale М (М2 — М5). Они соответствовали стандарту LF1; у машин отсутствовали пушки, допускалось использование только ракет Magic 2, и были наложены серьезные ограничения на работу системы Spectra и БРЛС RBE2.

Флотилия 12F была официально реформирована в Ландивизио18    мая 2001 года, и вскоре ее Rafale М приняли участие в первых крупных учениях «Trident d’Or», когда четыре самолета присоединились к авиагруппе новейшего французского авианосца «Шарль де Голль» (R91). На протяжении следующих трех лет эскадрилья была в основном задействована в испытаниях Rafale. В итоге были получены 10 Rafale М; все соответствовали стандарту F1.Эскадрилья была объявлена боеготовой 25 июня 2004 года.В марте 2007 года ее самолеты произвели первое в истории Rafale боевое бомбометание в ходе операции по непосредственной поддержке многонациональных сил в Афганистане.В дальнейшем поставлялись самолеты Rafale М стандарта F2, которые должны были заменить Super Etendard в роли всепогодных ударных машин. Появление этих самолетов означало, что Rafale М стандарта F1 были сняты со службы.Rafale М стандарта F2 был принят на вооружение 21 мая 2008 года, а в декабре 2010 года был готов первый самолет стандарта F3. К тому времени ВМС Франции получили 31 Rafale.В тот период к перевооружению на Rafale стало готовиться второе подразделение  Flotille 1 IF.До этого оно с сентября 1978 года летало на Super Etendard, занимаясь всепогодными ударными задачами на море и на суше.19    сентября 2011 года Flotille 1 IF стала вторым подразделением, оснащенным Rafale М, а ее самолеты Super Etendard Modernise (SEM) были переданы флотилии 17F.К концу 2011 года было поставлено 20    Rafale М стандарта F3.Flotille 17F станет третьим подразделением, перевооружившимся с SEM на Rafale, что произойдет, как планируется, в конце 2015 года.