Палубный истребитель-бомбардировщик Etendard


Etendard был французским боевым самолетом корабельного базирования, способным решать ударные задачи, а также задачи завоевания господства в воздухе, разведки и дозаправки топливом. На закате своей карьеры самолеты приняли участие в операциях в Боснии и Косово, где использовались в качестве разведывательных. Компания «Dassault» создала первый, базовый вариант самолета Etendard в рамках тендера 1955 года на перспективный легкий истребитель-бомбар-дировщик для ВВС стран НАТО, который мог бы использоваться с неподготовленных аэродромов. Впрочем, первые варианты, предлагавшиеся «Dassault», имели силовую установку недостаточной мощности, поэтому вскоре выбор пал на более мощный ТРД SNECMA Atar 08  с таким двигателем самолет был облетан 24 июля 1956 года. Он получил обозначение Etendard IV. Однако предпочтение было отдано Fiat G.91, а Etendard IV был переоборудован в самолет корабельного базирования для авиации ВМС Франции.



Для авиации флота были разработаны два варианта, которые отличались доработанным шасси (с носовой стойкой с широким ходом амортизаторов), наличием посадочного (тормозного) гака, крепления для установки на корабельную катапульту, складывающейся внешней секции крыла и усиленной механизацией крыла (предкрылки и закрылки, плюс два перфорированных воздушных тормоза). Etendard IVM поступил на вооружение учебной флотилии 15F и двух флотилий, 11F и 17F, приписанных к авианосцам «Фош» и «Клемансо», соответственно. Опытный самолет был облетан 21 мая 1958 года, следом настала очередь шести предсерийных машин, а первый из 69 серийных Etendard IVM был поставлен ВМС Франции 18 января 1962 года. Серийный выпуск был прекращен в 1964 году.

Седьмой Etendard стал прототипом для Etendard IVP (разведчика/воздушного танкера), которые были заказаны в количестве 21 машины. Первый полет состоялся 19 ноября 1960 года, основные изменения коснулись носовой части, где установили три фотокамеры OMERA, и нижней части фюзеляжа там стояли две аналогичные камеры (ставились взамен «ударного» БРЭО и пушек). Также машина получила новую навигационную систему, неубираемую носовую штангу топливоприемника для дозаправки в полете и оборудование компании «Douglas» для дозаправки от другого Etendard. Последние несколько Etendard IVP оставались в эксплуатации авиации ВМС Франции до 2004 года, им на смену пришел Super Etendard. Три Etendard IVM использовались в качестве опытных машин по программе Super Etendard  в новом качестве они стали летать с 29 октября 1974 года.