Морской патрульный самолет Dassault-Breguet Atlantic



Коллективным ответом НАТО на потенциальную угрозу со стороны субмарин и надводных кораблей, принадлежащих странам Варшавского договора, стала разработка морского патрульного самолета Dassault-Breguet Atlantic.
Самолет Atlantic, разработанный согласно базовой военной спецификации №2 НАТО от 1956 года, должен был стать основным морским разведчиком НАТО, но США предпочли машину Lockheed Р-3 Orion, а Великобритания приняла решение о проектировании BAe Nimrod. Тем не менее страны НАТО закупили 87 Atlantic
.

Что необычно, название Atlantic для NBMR-2 выбрали раньше, чем в октябре 1958 года победителем конкурса объявили Вг.1150. Позже в рамках реструктуризации французской авиапромышленности фирма «Breguet» была поглощена
«Dassault». Истинным же производителем Atlantic являлась корпорация SECBAT («Societe d’Etude et de Construction du Breguet Atlantic»), где ведущие позиции занимала «Breguet», выпускавшая носовые и центральные части фюзеляжей и отвечавшая за окончательную сборку самолета на своем заводе в Тулузе. В SECBAT также вошли фирмы «Seeflug» (хвостовая часть фюзеляжа и оперение), голландская «Fokker» (центроплан), «Sud Aviation» (позже вошла в «Aerospatiale»; внешние секции крыла) и АВРАР (SABCA, «Fairey» и бельгийская FN; мотогондолы).

Позднее к программе присоединилась Италия, чья промышленность приняла участие в производстве двигателей и оборудования. Вклад Великобритании выразился в предоставлении ТВД Rolls-Royce Tyne RTy.20 Мк 21 мощностью 6097 л. с., хотя сами двигатели строились по лицензии во Франции фирмой «Hispano-Suiza». Важнейшей особенностью Atlantic является сечение фюзеляжа, близкое к восьмерке, в котором герметичная кабина экипажа размещена над отсеком вооружения. Фюзеляж цельнометаллический; обшивка в районе кабины выполнена многослойной с сотовым заполнителем. Для обеспечения большой дальности и продолжительности полета выбрано прямое крыло большого (10,94) удлинения. Емкость внутренних баков равна 21 ООО л, что гарантирует 18 часов полета со скоростью патрулирования 313 км/ч. Обычно продолжительность полета с экипажем из 12 человек редко превышала 10 часов из-за снижения работоспособности людей в длительном полете.


Для обнаружения надводных объектов на большом удалении предназначена РЛС CSF, установленная в убираемом в нижнюю часть фюзеляжа контейнере. Датчики и часть оборудования системы обнаружения магнитных аномалий смонтированы в штанге, выступающей далеко за хвостовую часть фюзеляжа. В верхней части киля смонтировано оборудование РЭБ. В комплект целевого оборудования входит и аппаратура, позволяющая «вынюхивать» в атмосфере отработанные газы дизелей подводных лодок.Atlantic способен нести широкий ассортимент морских вооружений НАТО, в том числе все стандартные авиабомбы, глубинные бомбы, самонаводящиеся торпеды, а на четырех подкрыльевых пилонах ПКР и НАР HVAR. На вооружение ВМС Франции и ФРГ поступило 40 и 20 самолетов Atlantic, соответственно. Поставки начались одновременно в декабре 1965 года.

Пять германских машин были оснащены комплексами радиотехнической разведки, установленными американской «Е-Systems Согр» по программе «Peace Реек». Эти самолеты отличаются от стандартных наличием обтекателя ниже
отсека вооружения и небольших контейнеров на законцовках крыла. Самолеты выполняли полеты вдоль морских рубежей ГДР, ПНР и СССР.В настоящее время в Европе самолеты Atlantic первого поколения эксплуатируются только в Италии (с доработанным БРЭО). Два самолета используются Пакистаном, а Франция заменила все свои машины на Atlantique 2.