Ми-26 Самый большой вертолет в мире

Превосходящий по размерам и мощности любой другой вертолет, могучий Ми-26, созданный КБ Миля, с первого полета в 1977 году прочно удерживает звание самого большого серийного вертолета в мире. Обладатель многочисленных мировых рекордов, он продолжает интенсивно эксплуатироваться и в настоящее время.Разрабатывая замену для удачного тяжелого транспортного вертолета Ми-6, М. Л. Миль создал гигантский В-12, но в 1971 году отказался от его двухвинтовой схемы в пользу нового проекта  Ми-26. Требовалось создать вертолет, способный поднять нагрузку транспортного самолета Ан-12, то есть на 50-100% больше, чем Ми-6.М. Л. Миль выбрал классическую схему, применив новаторский восьмилопастный несущий винт. КБ также пришлось разработать главный редуктор, способный использовать всю мощность двигателей Д-136  самых мощных из когда-либо создававшихся для вертолетов. Впечатляет, что несмотря на выросшую более чем вдвое мощность и грузоподъемность, Ми-26 получился более компактным, чем Ми-6.


Разработка оказалась успешной, и после выкатки в 1980 году первой машины вертолет начал эксплуатироваться в ВВС и в компании «Аэрофлот» (с 1985 года).К 1991 году было построено около 100 машин, поровну в гражданском и военных вариантах. К 2000 году было поставлено свыше 300 вертолетов, и производство продолжается, правда, низкими темпами.На счету Ми-26 множество рекордов грузоподъемности. Наиболее примечательными из них являются подъем грузов в 10000 кг на высоту 6400 м и 56 769 кг на высоту 2000 м. В сентябре 1996 года Ми-26 поднял 224 парашютиста на высоту 6500 м.В эксплуатации Ми-26 зарекомендовал себя надежной и эффективной машиной, быстро окупающей свою цену. Советские, а позднее российские военные использовали его в боевых операциях на Кавказе  в Чечне и Дагестане. Серьезная катастрофа произошла в августе 2002 года, когда загруженный Ми-26 был сбит ракетой ПЗРК, выпущенной чеченскими боевиками. Упавший на минное поле под Ханкалой, вертолет унес жизни 127 российских солдат, находившихся на его борту.

После аварии реактора в Чернобыле Ми-26, получившие специальное оборудование, использовались для измерения радиации, обеззараживания местности с помощью распыления жидких спреев, а также прицельного сброса изолирующих материалов на разрушенный энергоблок.Российские и украинские Ми-26 также принимали участие в миротворческих операциях ООН в бывшей Югославии, Сомали, Камбодже и Индонезии. Ми-26 ценится за свою способность вести автономную работу в отрыве от баз технического обеспечения и в тяжелых эксплуатационных условиях.После землетрясения в Китае в 2008 году Ми-26 доставлял тяжелую технику для разбора завалов. Взятые в аренду у России и других стран СНГ гражданские Ми-26 обеспечивают поддержку международных миротворческих сил в Афганистане. Превосходящий по грузоподъемности любые западные машины, Ми-26 используется для эвакуации совершивших аварийную посадку или сбитых вертолетов (включая два МН-47Е Chinook Армии США в 2002 году и голландский AS532 Cougar в 2009 году), а также для поставки припасов миротворцам. Отличная грузоподъемность Ми-26 в условиях жары и высокогорья отмечалась и другими операторами, в том числе и ВВС Индии, которые используют эти машины в Гималаях и других высокогорных регионах.

В 2009 году российские ВВС эксплуатировали свыше 50 Ми-26, а еще около 50 вертолетов принадлежали гражданским авиакомпаниям (одной из крупнейших является украинская «UTair»). «Роствертол» получил заказ на ремонт и модернизацию парка военных машин, чтобы они могли продолжать службу после 2015 года. Модернизация предусматривает установку нового бортового оборудования и «стеклянной» кабины с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, сокращение экипажа (до двух человек) и оснащение двигателей Д-136-2 автономной цифровой системой управления. Тот же контракт предусматривал постройку около 20 новых Ми-26Т.В настоящее время военными операторами примерно 65 Ми-26 являются ВВС Беларуси, Демократической Республики Конго, Индии, Казахстана, Камбоджи, Северной Кореи и Узбекистана, а также сухопутные силы Мексики, Перу, Украины и Венесуэлы. Компоновка Ми-26 была выбрана КБ Миля в качестве базы для создания тяжелого вертолета нового поколения.