Метеорологическое исследовательское авиазвено



На основе опыта эксплуатации, показавшего важность точного прогнозирования погоды и знания воздействия атмосферных явлений на летательный аппарат, в Велико британии было создано специальное метеорологическое исследовательское авиазвено (MRF). Подразделение британской Главной метеорологической службы, метеорологическое исследовательское авиазвено (Meteorological Research Flight, MRF), использовало до марта 2001 года один из самых сложных метеорологических самолетов — специально переделанный С-130 Hercules. Этот самолет прозвали «Snoopy» («любопытный») за массивную штангу с красно-белыми полосами в носовой части.

Основной задачей MRF было наблюдение за атмосферой для расширения знаний о протекающих в ней процессах. Собранные данные вводились в компьютерную модель атмосферы Главной метеорологической службы, позволяя точнее прогнозировать погоду и отслеживать локальные и глобальные изменения в климате. Кроме того, MRF проводило исследования в области химии атмосферы (многие из которых были связаны с загрязнением воздушной среды), атмосферного излучения, изучало атмосферную турбулентность, проводило калибровку спутников и многое другое.

MRF было сформировано в 1946 году на базе Звена высотных полетов британских ВВС. Унаследовав мощную исследовательскую команду и экипажи пилотов ВВС, MRF вскоре стало незаменимым в высотных исследованиях, поскольку самолеты начали летать в стратосфере.В 1950 годах на смену использовавшимся ранее самолетам de Havilland Mosquito и Halifax пришли более современные машины — English Electric Canberra, Handley Page Hastings и Vickers Varsity. В 1960-х годах Canberra активно использовалась для изучения водяного пара и озона — исследований, ставших особенно важными в последующие десятилетия в связи с обнаружением больших дыр в озоновом слое.В начале 1970-х годов потребовались более современные самолеты, например, для участия Британии в Глобальном атлантическом тропическом эксперименте (GATE) в Дакаре, Сенегал, проводившемся в 1974 году. Это был первый из многочисленных международных проектов.

В 1973 году MRF получило значительно доработанный Hercules W.Mk 2. Этот самолет постоянно проходил модернизацию приборов и оборудования, оставаясь одним из самых совершенных метеорологических самолетов в Европе.Когда «Snoopy» начинал службу, большинство данных вручную записывалось наблюдателями в специальные таблицы. Для облегчения этого утомительного процесса самолет оснастили компьютерной системой сбора и обработки информации. Учитывая высокую чувствительность системы, она была установлена в специальной кабине, «фургоне», в центре грузового отсека. Позднее ее дополнили системой HORACE (Hercules Onboard Recording and Computer Equipment) с процессорами обработки данных в реальном масштабе времени, позволяющими ученым получать данные с установленных в кабине дисплеев. Остальной грузовой отсек занят различным оборудованием, необходимым для проведения экспериментов. Зачастую до 12 ученых, работающих в грузовом отсеке, и выделяющая тепло аппаратура создавали в нем невыносимую духоту. Hercules MRF принимал участие в ряде важных проектов.

В 1997 году в рамках проекта «Fastex» изучалось, почему некоторые области пониженного давления развиваются быстрее других, приводя к возникновению штормов, подобному обрушившемуся на Британию в октябре 1987 года.В ходе исследований самолет сбрасывал специальные зонды — спускаясь на парашюте, они передавали данные об атмосфере на борт машины. Эта информация была интегрирована в компьютерную модель, позволившую на раннем этапе предсказывать надвигающиеся шторма.Одной из последних крупных операций «Snoopy» стал полет во время солнечного затмения в августе 1999 года. Скачкообразное изменение освещенности позволило специалистам изучить химическое строение атмосферы.В 1990-х годах MRF искало дополнительные источники финансирования, но усилия были тщетны, и последний полет в преждевременно прервавшейся карьере «Snoopy» был сделан в марте 2001 года. Теперь на замену ему пришел конвертированный лайнер ВАе 146-300, оснащенный новейшим оборудованием.