Лёгкий штурмовик AMX International AMX


Созданный совместно итальянскими и бразильскими конструкторами, АМХ оказался весьма хорошим боевым самолетом, во многом не уступающим более круп ным и более дорогим машинам.В о.время ударов авиации НАТО по сербским объектам в рамках операции «Allied Force» почти четверть из 1100 боевых вылетов, выполненных летчиками ВВС Италии, оказались на счету АМХ International АМХ  уникальных боевых самолетов, созданных совместными усилиями европейских и южно-американ-ских авиаконструкторов.


После того как в 1977 году итальянские ВВС подготовили тактико-технические требования на перспективный ударный самолет  легкий штурмовик  выбор пал на вариант, предусматривавший разработку «с нуля» совершенно новой машины. Новый самолет рассматривался в качестве «младшего партнера» более мощным и дорогим Panavia Tornado и должен был заменить в строевых частях самолеты Aeritalia G91R и G91Y при решении ударных задач и самолетов Lockheed RF- 104G при решении задач разведки.

Одновременно итальянская компания «Aermacchi» обратилась к бразильской «EMBRAER» с предложением принять участие в разработке новой, более совершенной модели на базе учебно-трениро-вочного самолета / легкого штурмовика М.В.326, выпускавшегося ею по лицензии для бразильскихВВС. Однако М.В.340 был слишком дорог в качестве национального проекта для Бразилии и не подходил по характеристикам для ВВС Италии. В итоге было принято решение совместно разработать новую машину, которая удовлетворяла бы требованиям ВВС обеих стран.В апреле 1978 года «Aermacchi» подписала соглашение с итальянской «Aeritalia» по вопросу сотрудничества по новому проекту, которому в Италии присвоили высокую степень важности  это была фактически единственная возможность для итальянской авиапромышленности стать главным подрядчиком для национальных ВВС. А в июле 1981 года к консорциуму присоединились и бразильцы. В течение 1981 года было подписано соглашение, согласно которому ВВС двух стран выразили готовность приобрести в общей сложности 272 самолета (шесть прототипов, 79 серийных самолетов для Бразилии и 187 машин для Италии).

В конечном итоге появился АМХ  однодвигательный самолет с высокорасположенным крылом, чем-то напоминающий в плане Mirage F1. В основу была положена, таким образом, достаточно консервативная конструкция, отвечавшая требованиям по надежности и экономичности в эксплуатации. Но АМХ имел и целый ряд отличительных особенностей, включая развитую механизацию (расположенные почти по всемуразмаху передней и задней кромок крыла поверхности управления), обеспечивавшую хорошие взлетно-посадочные характеристики, а также современные приборное оборудование кабины и авионику.Программа испытаний прототипов АМХ стартовала 15 мая 1984 года, всего в ней планировалось задействовать шесть опытных машин. Первым же в воздух с аэродрома предприятия компании «Aeritalia» в Турине-Каселле поднялся самолет ММХ594, однако вскоре он потерпел аварию, чтовызвало задержку с реализацией программы и необходимость постройки седьмого прототипа. Компания «Aermacchi» построила две опытные машины, компания «EMBRAER» — также две, включая YA-14200, первый самолет бразильской сборки (облетан 16 октября 1985 года). К концу 1990 года прототипы совершили 1700 полетов.

Серийные самолеты для ВВС Италии собирались и испытывались на заводах обеих итальянских компаний; первым с аэродрома в Турине 11 мая 1988 года совершил полет самолет ММ7089. Первая серийная машина для ВВС Бразилии, А-15500, была облетана 12 августа 1989 года. А-1  бразильское военное обозначение АМХ. Итальянцы же оставили название АМХ. Попытка присвоить самолету обозначение «Centauro» официальной поддержки не нашла, распространение получило название «Ghibli».Позже был разработан двухместный вариант  его проектирование было начато в 1986 году. АМХ-Т имеет вторую кабину (для этого пришлось пожертвовать одним внутренним топливным баком), а в остальном он схож с одноместной машиной и даже может использоваться для решения боевых задач, особенно тех, где необходимо наличие двух летчиков (РЭБ, борьба с судоходством противника и пр.).Прототип АМХ-Т, ММ55024, совершил первый полет в Турине 14 марта 1990 года, в июле был облетан первый самолет, построенный на заводе в Варезе, а в ноябре  первая машина бразильской сборки (А-1В).