Lockheed Martin F-22


Отстав от своего соперника YF-23 на месяц и два дня из-за проблем с двигателями General Electric YF120, первый YF-22 поднялся в воздух в сентябре 1990 года, пилотируемый Дейвом Фергюсоном. На снимке хорошо видны ромбовидное крыло самолета и широко разнесенные поверхности оперения.В 1981 году ВВС США развернули программу по созданию истребителя, предназначенного для замены F-15 и F-16.

Целью программы была разработка истребителя, который по маневренности, малозаметности и составу БРЭО должен был доминировать среди боевых самолетов 21-го века. Вначале правления администрации Рейгана оборонный бюджет США был достаточно большим. И хотя истребители F-15 и F-16 еще считались новыми в ВВС США, в мае 1981 года Пентагон развернул работы по следующей программе. Она называлась «Advanced Tactical Fighter» (ATF) и первоначально предусматривала создание многоцелевого самолета, способного не только завоевать превосходство в воздухе, но и компенсировать ощущавшуюся нехватку ударных машин. Он должен был действовать в условиях растущей угрозы со стороны более совершенных ЗРК и так называемой интегрированной системы ПВО.

Но в следующем году F-15 и F-16 успешно продемонстрировали свои возможности по решению ударных задач, так что ATF превратился в чистый истребитель завоевания превосходства в воздухе, который должен был прийти на смену F-15 в середине 1990-х годов. Оценив исходные предложения, в конце 1982 года ВВС США выпустили предварительный запрос на проектирование (Request for Proposals, RFP) самолета, несколько большего, чем Eagle, и способного совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. В окончательном варианте RFP, вышедшем в мае 1983 года, особое внимание уделялось широкому применению в конструкции самолета технологий снижения заметности. В сентябре 1983 года контракты на разработку концепции машины получили фирмы «Boeing», «General Dynamics», «Grumman», «Lockheed», «McDonnell Douglas» и «Northrop». В это же время «General Electric» и «Pratt & Whitney» получили контракты на разработку новой силовой установки для ATF. Первый запрос RFP предусматривал снижение заметности самолета только в передней полусфере, но работы, проводимые «Lockheed» и «Northrop» показали, что ее можно снизить во всех ракурсах. Поэтому это важное требование было включено в следующий запрос RFP, вышедший в октябре 1985 года. Также в нем оговаривалась возможность укороченного взлета и посадки.

Для участия в конкурсе ATF «Lockheed» объединилась с «Boeing» и «General Dynamics», чтобы разделить затраты на разработку. Неудивительно, что «Lockheed» и «Northrop», накопившие большой опыт создания малозаметных самолетов, 31 октября 1986 года были выбраны для выполнения этапа создания и испытаний самолетов-демонстра-торов (Demonstration/Validation, Dem/Val). К тому времени этап Dem/Val был расширен за счет включения в него летных испытаний. Каждой фирме заказали по два самолета, один из которых должен был оснащаться двигателями P&W, а другой  GE. Первый проект компании «Lockheed», Configuration 092, в общих чертах напоминал F-117. Он имел два отклоненных наружу киля, крыло трапециевидной формы с мощным наплывом на передней кромке, заходящим на носовую часть фюзеляжа, и поворотный отсек вооружения. При детальной проработке возникла серьезная проблема  такой самолет просто не мог летать.

Наплывы по площади были гораздо больше оперения, так что самолет оказался неуправляемым по тангажу. Кроме того, использование поворотного отсека вооружения делало фюзеляж гораздо шире, чем требовалось ВВС. Попытки «вытащить» проект не дали существенных результатов, так что в феврале 1987 года менеджер программы Шерм Маллин принял драматическое решение полностью отказаться от Configuration 092 и начать разработку заново.Благодаря новейшим средствам автоматизированного проектирования, создание нового проекта YF-22 шло быстрыми темпами. Он получил ромбовидное крыло и двухкилевое оперение с рулями высоты. В мае 1988 года ВВС США смягчили требования к взлетно-посадочным характеристикам, что позволило разработчикам отказаться от реверса тяги. В результате проект Configuration 1132 был окончательно готов к маю 1988 года. Он полностью отличался от проекта, ставшего ранее победителем этапа Dem/Val.

В дополнение к двум летным машинам разработчики «Lockheed» создали полноразмерную модель для определения характеристик радиолокационной заметности машины. Было построено как минимум девять моделей для продувок в аэродинамической трубе, «налетавших» в ходе исследований 18 ООО часов. Один комплект прототипов БРЭО проходил наземные испытания, в то время как второй установили на летающей лаборатории Boeing 757. Публичная демонстрация первого YF-22 состоялась 29 августа 1990 года  два дня спустя после первого полета Northrop/McDonnell Douglas YF-23 и почти за месяц до начала летных испытаний.Теперь требовалось проверить возможности YF-22 на соответствие требованиям ВВС США и собственным расчетам «Lockheed». Официально этап Dem/Val был предназначен для детальной демонстрации концепции, но учитывая, что самолет «Northrop» уже летал, он превратился в настоящие сравнительные испытания.