Летающая лодока ShinMaywa (Shin Meiwa) SS-2

Семейство летающих лодок и амфибий SS-2, разработанных компанией «Shin Meiwa», стало одним из немногих современных серий самолетов такого типа. С 1 992 года компания сменила название на «ShinMaywa». Первым на вооружение ВМС Японии (JMSDF) поступил вариант SS-2, получивший у военных обозначение PS-1. Создание этой машины брало свое начало с технических условий на дальний противолодочный самолет, выпущенных JMSDF в начале 1960-х годов.


При разработке и исследованиях использовался опытный самолет UF-XS, представлявший собой значительно доработанную амфибию Grumman Albatross, первый полет которого состоялся в декабре 1962 года. Результаты исследований UF-XS позволили приступить к постройке двух прототипов PS-1, первый из которых поднялся в небо 16 октября 1967 года. Испытания показали великолепные возможности машины как самолета укороченного взлета и посадки. Во многом это было достигнуто благодаря развитой механизации крыла (предкрылки и закрылки) и системе управления пограничным слоем на закрылках и рулях направления и высоты, для работы которой использовался установленный в фюзеляже ГТДТ58.

PS-1 пилотировал экипаж из трех человек, а еще семь человек отвечало за выполнение противолодочных задач. Вооружение включало до 2000 кг боеприпасов во внутреннем отсеке вооружения, на двух пилонах под крылом и двух узлах подвески на за-концовках. В отсеке вооружения могли разместиться четыре 150-кг глубинные бомбы, на пилонах под крылом  по две торпеды Mk 46, а на законцовках крыла  по три 127-мм НАР. Электронное оборудование PS-1 включало поисковую РЛС APS-80N, погружаемую гидроакустическую станцию (ГАС) HQS-101 С, магнитометр HSQ-10A, активную локационную систему «Julie» с 12 буями, пассивную локационную систему AQA-3 «Jezebel» с 20 буями и станцию РЭБ HLR-1. Производство завершилось в 1979 году после постройки 23 машин, которые были сняты с вооружения в 1 989 году.

Создававшийся параллельно SS-2A (войсковое обозначение US-1) представлял собой поисковоспасательный вариант PS-1 с убирающимся колесным шасси, придававшим самолету амфибийные возможности. Его экипаж состоял из девяти человек, а в его кабине могли разместиться еще три дополнительных члена экипажа, 20 спасенных, или 12 носилок, или в транспортном варианте 69 пассажиров.Первый US-1 взлетел в октябре 1974 года, было вы пущено шесть машин, после чего переключились на выпуск усовершенствованного варианта US-1 А. Последние тринадцать самолетов соответствовали этому варианту, оснащенному форсированными до 3493 э.л.с. (2605 кВт) двигателями T64-IH1-10J и с увеличенным запасом топлива на борту.

Следующим вариантом US-1А стал US-1 A Kai. Основным внешним отличием стала установка ТВД Rolls-Royce Allison АЕ2100J мощностью 4400 э.л.с.(3355 кВт) с шестилопастными винтами. Кроме того, самолет получил электро-дистанционную систему управления и современное оборудование кабины. Фюзеляж стал герметичным, что позволило увеличить эксплуатационный потолок до 7620 м, а дальность полета превысила 5000 км. US-1 A Kai, переименованный в US-2, начал службу в марте 2007 года. К 2012 году «ShinMawya» поставила военным пять US-2. Помимо экипажа из 11 человек, US-2 может перевозить 11 пассажиров или в транспортном варианте 30 полностью снаряженных пехотинцев. Самолет имеет максимальную дальность полета 4700 км и может эксплуатироваться при высоте волн до 3,05 м. С тех пор как поисковоспасательные US-1, US-1А и US-2 поступили на службу, они свыше 900 раз привлекались к спасательным операциям на море, сохранив сотни жизней.