Легкий ударный самолет Alpha Jet A


У ВВС Франции появилась потребность в учебно-тренировочном и легком ударном самолете. Первоначально такой машиной виделся англофранцузский Jaguar, но он получался чрезмерно сложным и дорогим. Поэтому французы и немцы объединили свои усилия для создания нового самолета. Результат совместной работы стал популярен не только во Франции и в ФРГ, но и шел на экспорт. Самолет строился в двух основных вариантах: учебный Alpha Jet Е (от Ecole, школа) с закругленной носовой частью фюзеляжа и Alpha Jet А (от Appui, поддержка) с заостренной носовой частью. Новые Alpha Jet А закупили только Люфтваффе в количестве 175 экземпляров. Вариант Alpha Jet А предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами и отработки применения авиационных средств поражения. Несколько самолетов, принадлежавших ВВС Германии до июня 1997 года, состоят на вооружении Португалии и Таиланда, а также используются испытательным подразделением британского военно-исследовательского центра «QineteQ».
Кабина

Немецкие Alpha Jet А имели ряд отличий от французских и экспортных модификаций. Это касалось в основном кабины. В германских самолетах стояли катапультные кресла Stencel S-111-S3AJ класса «ноль-ноль», выпускаемые по лицензии компанией МВБ. Французские машины комплектовались креслами Martin-Baker Mk4 класса «ноль-девяно-сто». На Alpha Jet ВВС Бельгии, Египта и Катара ставились кресла Martin-Baker Mk 10 класса «ноль-ноль». Катапультирование выполнялось через остекление фонаря кабины, которое разрушалось заголовником кресла. На немецких Alpha Jet А, в частности, стоял довольно сложный при-цельно-навигационный комплекс, включавший ИЛС Kaiser/VDO КМ 808 и аппаратуру, фиксирующую результаты атаки. В Люфтваффе Alpha Jet А, за исключением учебных полетов, обычно летал с одним человеком, а кресло из второй кабины для снижения массы часто снимали.


Носовая часть

На заостренной носовой части Alpha Jet А стоит приемник воздушных давлений, по бокам смонтированы датчики температуры. Носовые части других модификаций выполнены не заостренными, а скругленными, на них установлены генераторы вихрей, несколько улучшающие характеристики на режимах сваливания.


В Люфтваффе

И если французы видели в Alpha Jet учебно-боевой самолет для повышенного уровня подготовки летчиков, то ФРГ требовался недорогой легкий штурмовик, способный заменить Fiat G.91 R. Большинство из 175 закупленных немцами самолетов являлись боевыми, они поступили в эскадры JBG 41 (база Хусум), JBG 43 (Ольденбург) и JBG 49 (Фюрстенфельдбрюк). JBG 49 имела двойное назначение: когда одна эскадрилья (1 yjBG 49) отрабатывала нанесение ударов по наземным целям, на базе второй (27JBG 49) шла учеба передовых авианаводчиков и штурманов для самолетов Tornado. В конце 1980-х годов 27JBG 49 стала полноценным боевым подразделением, учебно-тренировочные задачи были отменены. 18 самолетов Alpha Jet поступили в учебный центр Luftwaffenkommando Beja, дислоцированный на территории Португалии. Здесь летчиков ВВС ФРГ готовили к боевому применению. В период ухудшения германопортугальских отношений самолеты перелетели в Липхайм и влились в эскадру JBG 44. Поставки Alpha Jet в Люфтваффе начались в 1979 году, а в 1989-м завершились. В 1993 году с радикальным изменением ситуации в Европе началось сокращение германских ВВС, с Alpha Jet сняли боевые задачи, а в июне 1997 года Люфтваффе списали последний самолет этого типа.


Оборонительные системы

Часть парка Alpha Jet А снабжена приемниками предупреждения об облучении Ellettronica ELT/156, активные системы постановки помех отсутствуют. В 1985 году самолеты ВВС ФРГ прошли доработку, в результате которой в хвостовой части фюзеляжа появились устройства отстрела ложных целей.


Бельгийские Alpha Jet


ВВС Бельгии известны особым отношением к уникальной окраске своих самолетов. Alpha Jet удерживают пальму первенства среди других машин по разнообразию ярких вариантов. Два самолета, на фотографии внизу, получили эту нарядную окраску по случаю 50-летия ВВС Бельгии, которое отмечалось в 1995 году. Справа —броско окрашенная машина из 11-й эскадрильи.
Вооружение

Люфтваффе использовали Alpha Jet чаще всего как легкий дневной штурмовик, практически все полеты выполнялись с 27-мм пушкой IWKW-Mauser (как на Tornado) в под-фюзеляжном контейнере, боекомплект составлял 150 снарядов. Поначалу планировалось, что пушка будет в основном предназначена для борьбы с вертолетами Ми-24. Всего на Alpha Jet имелось четыре пилона для подвесного вооружения. Штатный вариант представлял собой четыре кассетные бомбы Hunting BL75 на двух внутренних пилонах, снабженных адаптером ML Aviation для двух бомб каждый. На внешних пилонах обычно подвешивались сбрасываемые топливные баки емкостью по 450 л, иногда вместо них—блоки НАР MATRA 155 (как на рисунке) или различные бомбы. Планировалось интегрировать в СУВ самолета УР «воздух—воздух» Sidewinder, УР «воздухповерхность» Maverick и противорадиолокационные ракеты, но эти программы не были реализованы.


Силовая установка и топливо

Стандартная силовая установка Alpha Jet включала установленные в хвостовой части планера два ТРДД SNECMA/Turbomeca Larzac 04-С6 тягой по 13,24 кН. На самолеты поздних выпусков ставились ТРДД Larzac 04-С20 тягой 14,12 кН, такими же двигателями переоснастили и часть ранее построенных самолетов. Запас топлива во внутренних баках составлял 1350 кг. Заправка производилась или самотеком через горловину в гаргроте, или под давлением через узел заправки в районе правого воздухозаборника.


Окраска и маркировка

Стандартная заводская окраска варианта Alpha Jet А представляла собой «рубленый» рисунок камуфляжа с четкими границами участков зеленого и серого цветов. Позже в строевых частях самолеты перекрашивали в камуфляж из двух оттенков зеленого, более эффективный в лесистой Центральной Европе, где в основном и летали немецкие самолеты. Согласно принятой в Люфтваффе системе, самолеты получили бортовые номера от 40+01 до 41+75. Цифра «4» обозначает бомбардировщик (бортовые номера Tornado начинаются с «43»). Эмблема с головой орла на киле обозначает принадлежность к подразделению Jagdbombergeschwader 41. Эту часть сформировали в 1959 году, и сначала она обозначалась как JBG 35, на вооружении тогда стояли Republic F-84F Thunderstreak. В 1961 -м ее переформировали в JBG 41, вооружив Fiat G.91 R/3. В 1966 году наименование изменилось на Leichtenkampfgeschwader 41. С поступлением в январе 1982 года самолетов Alpha Jet А часть вновь стала именоваться JBG 41.