Конвертоплан Osprey

Боевой дебют конвертоплана Osprey состоялся только в 2007 году. За прошедшие годы он получил много лестных отзывов, хотя споры о целесообразности присутствия таких летательных аппаратов на поле боя до сих пор не утихают.
Корпус морской пехоты (КМП) США стал первым эксплуатантом Osprey  состояния начальной оперативной готовности машины достигли в июне 2007 года. Причем незадолго перед этим командование КМП США объявило о намерении направить вскоре конвертопланы в Ирак. В сентябре 2007 года десять MV-22B и 150 военнослужащих 263-й эскадрильи средних кон-вертопланов (VMM-263, до получения Osprey 263-я эскадрилья средних вертолетов) покинули свою авиабазу Нью-Ривер, штат Северная Каролина, и на борту УДК LHD 1 «Уосп» отправились в Ирак.


К октябрю «Уосп» прибыл в Красное море, где 10 конвертопла-нов под пеленой полной секретности перелетели с борта корабля на авиабазу Аль-Асад в западноиракской провинции Аль-Анбар, ставшую им базой на следующие 9 месяцев. Причем один из кон-вертопланов был вынужден по техническим причинам вернуться на борт «Уоспа», что вызвало в США новую волну критики в адрес Osprey. Но последующая эксплуатация конвертопланов в боевых условиях Ирака доказала их высокую эффективность и способность решать поставленные боевые задачи, включая высадку и эвакуацию
разведывательных подразделений и групп сил специальных операций. Только за последние три месяца командировки летчики эскадрильи «Thunder Chickens» налетали 2000 часов.

В ходе той командировки выяснилась и высокая зависимость конвертопланов от качественного и своевременного техобслуживания. Так, в среднем степень готовности V-22 к боевым вылетам оказалась на уровне 68%, тогда как остальное время машины были не готовы к полетам и требовали техобслуживания. К лету 2008 года налет этих машин в Ираке составил: около 3000 боевых вылетов, всего 5200 летных часов. По данным на 2009 год, стоимость летного часа конвертоплана в Ираке составила 11000 долларов, а степень боеготовности упала до 54%. Кроме того, конвертопланы не направлялись в «горячие» районы Ирака, работая в более спокойных условиях. Военное командование опасалось новых жертв  V-22 Osprey и так уже записали на свой счет жизни 26 морских пехотинцев, причем еще до своего боевого крещения.

Афганистан

6 ноября 2009 года Osprey приступили к новому эпизоду своей боевой деятельности — 10 конвер-топланов MV-22B из состава 263-й эскадрильи были переброшены на базу Кэмп Бастион в Афганистане, где им пришлось принять непосредственное участие в боевых действиях. 4 декабря конвертопланы приняли участие в операции «Cobra’s Anger», в рамках которой 1000 морских пехотинцев и 150 афганских военнослужащих были высажены в одном из районов южно-афганской провинции Гиль-менд, их задачей стало нарушение коммуникаций, по которым шло снабжение отрядов «Талибана». Это был также первый случай, когда V-22 Osprey привлекались для обеспечения действий экспедиционной группы КМП США (в тот раз это была 22-я экспедиционная группа).

Специальные операции

Командование специальных операций ВВС США примерно в то же время также «обкатало» свои CV-22 Osprey, но без особой помпы. Данная модификация конвертоплана специально доработана под нужды спецназа и позволяет высаживать группы сил специальных операций в глубине обороны противника, а также обеспечивать их снабжение и эвакуацию.В рамках одной из таких операций Osprey понесли первую боевую потерю  9 апреля 2010 года один конвертоплан упал в 11 км к западу от города Калат(провинция Заболь), погибли четыре члена экипажа.