Конвертоплан BELL BOEING V-22 OSPREY


Программа конвертоплана Osprey продолжается, даже несмотря на отдельные недостатки проекта и противодействие со стороны ряда политиков. Главным провалом стала потеря двух машин. В конце 2000 года 204-я эскадрилья средних вертолетов КМП США (НММ-204; авиабаза Нью-Ривер, штат Северная Каролина) первой получила конвертопланы Bell Boeing V-22 Osprey и была реорганизована в 204-ю эскадрилью конвертопланов (VHMM-204).Osprey во многом схож с вертолетом, но только лишь частично. V-22  это летательный аппарат иного класса, получившего название конвертоплан, он может взлетать и садиться как вертолет, выполняя также висение в точке или иные маневры по-вертолетному, а перелет осуществляет как обычный самолет. Благодаря таким возможностям конвертоплан имеет большие скорость и дальность полета, чем транспортный вертолет СН-46Е Sea Knight, которому уже более 40 лет и требуется замена. V-22 может брать на борт до 24 десантников и, таким образом, является идеальным средством доставки штурмовых групп морской пехоты в ходе морских десантных операций с десантных кораблей, которые могут оставаться на значительном удалении от берега, вне зоны поражения огневых средств противника.

V-22 может перевозить груз как внутри кабины, так и на внешней подвеске (в последнем случае  массой до 6803 кг). При полете по-самолетному Osprey может развивать скорость до 584 км/ч, а боевой радиус конвертоплана достигает 1017 км, причем он может выполнять дозаправку топливом в полете от самолетов-заправщиков KC-130F Hercules, имеющихся в авиации КМП США.Ряд экспертов предполагает, что, когда на мировой рынок в массовом количестве выйдут гражданские конвертопланы, такие как Bell Model 609, то различия между пилотом самолета и вертолета постепенно исчезнут. Пилот станет универсальным специалистом. V-22 отличается новейшим комплексом авионики  специально для экипажа конвертоплана была разработана модель летного шлема, а приборное оборудование кабины адаптировано для боевого применения конвертоплана в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.


Фюзеляж конвертопланов выпускается на заводе «Boeing» в Филадельфии (Ридли Тауншип), отличительной особенностью которого является высокая автоматизация и роботизация производственного процесса. Фюзеляж практически полностью изготавливается из композиционных материалов, уже в готовом состоянии он отправляется по воздуху на завод компании «Bell» в Форт-Уорт, где на него крепятся крыло и хвостовое оперение. В рамках программы V-22 руководством «Bell» было принято решение построить новое предприятие в Амарилло, штат Техас, коллектив которого и займется всеми работами по Osprey.

Без сомнения, V-22 по своему потенциалу превосходит большинство современных транспортных вертолетов. В результате разработка и серийная закупка V-22 стали одной из приоритетных программ КМП США и самой крупной программой авиации КМП. К примеру, только в 1997 году морская пехота выделила 1,18 млрд долларов для финансирования работ по проектированию, испытаниям и оценке, а также организации серийного производства конвертопланов. Примерно половина этой суммы, 558,7 млн долларов, была потрачена на четыре первых аппарата, собранных в рамках программы их малосерийного производства. Впрочем, наращивание серийного выпуска конвертопланов шло медленно и к 2001 году достигло только 10 машин в год. Совокупный заказ на текущий момент составляет 425 конвертопланов MV-22B для КМП США,
50 CV-22B  для ВВС США (подразделения специальных операций), а также 48 конвертопланов HV-22B  для ВМС США. Планируется, что серийный выпуск данных машин будет осуществляться вплоть до 2035 года.В январе 1996 года на заводе в Форт-Уорте был облетан первый, № 164939 (седьмой построенный Osprey), из четырех предсерий-ных конвертопланов MV-22B EMD (EMD  engineering and manufacturing development). Полет второго MV-22B, № 164940, был запланирован на май 1996 года. 5 февраля 1997 года первый предсерийный Osprey совершил перелет в Арлингтон, штат Техас, а 16 марта был перебазирован в Патуксент-Ривер, штат Мэриленд. С этого момента программа серийного производства конвертоплана считалась официально стартовавшей  началось полноценное финансирование программы.

Среди критериев, которые надо было пройти разработчикам, были и такие: достичь скорости полета 407 км/ч, подняться на высоту 4572 м, продемонстрировать способность аппарата выполнять крейсерский полет на скорости 510 км/ч и кратковременно развивать максимальную скорость 555 км/ч. В ходе отработки программы были потеряны четыре V-22. Первая авария произошла 12 июня 1991 года в Вилмингтоне, штат Делавер, когда пятый Osprey, №163915, упал и разбился, но человеческих жертв удалось избежать. 20 июля 1992 года четвертый Osprey, № 163914, при подлете к Куантико, штат Вирджиния, упал в реку Потомак  погибли семь человек. Еще два конвертоплана были потеряны во время опытной эксплуатации машин в подразделениях КМП США  причиной стали недочеты в организации эксплуатации, а не недоработки в конструкции конвертоплана. Первый серийный, боевой MV-22 Osprey был поставлен КМП США в декабре 2005 года, состояния начальной оперативной готовности конвертоплан достиг в 2007 году.