Конвертоплан Bell AgustaWestland



B A609 способен зависать в воздухе, взлетать и садиться подобно вертолету, но летает он выше, дальше и быстрее. В случае развертывания серийного производства ВА609 станет первым в мире гражданским конвертопланом.Компания «Bell» начала концептуальные разработки конвертопланов более 60 лет назад, но первым успешным проектом стал военный V-22 Osprey, разработка которого началась в 1980-х годах.«Bell» создавала Osprey в кооперации с «Boeing». Обе фирмы заинтересовались новыми областями применения конвертопланов.В 1996 году «Bell» анонсировала концепцию гражданского конвер-топлана массой 6350 кг, способногоперевозить девятерых пассажиров. Изначально проект обозначался D-600.Проектирование завершили в 1997 году, в том же году началась сборка прототипа.


Компания «Boeing» отказалась от дальнейших работ по проектуD-600 в 1998 году, но «Bell» нашла нового долгосрочного партнера в лице фирмы «Agusta», с которой имела давние и тесные связи. По лицензии «Agusta» выпускала различные вертолеты, начиная с Bell 47, и самостоятельно разработала несколько новых типов, например АВ139. Летом 1998 года конвертоплан получил обозначение ВА609 (ВА от «Bell-Agusta»).В конце 2002 года необычный внешне аппарат приступил к выполнению первых пробежек по аэродрому. Задержки в реализаципрограммы V-22 отразились и на программе ВА609, так как именно на Osprey отрабатывались технологии конвертоплана. Разработчики гражданского ВА609 шли путем, уже проложенным конструкторами военной машины, что неудивительно: ВА609 разрабатывался на частные деньги, a V-22  на государственные!Первое висение ВА609 выполнил 7 марта 2003 года. За последующие восемь недель прототип налетал 14 часов, однако собственно полета «по-самолетному» не выполнил  винты с гондолами переводились в положение с наклоном не менее 15° (полетный угол установки винтов 0°).Первый переход из вертолетного в самолетный режим выполнили только 3 июня 2005 года, в этот день аппарат достиг скорости 352 км/ч. В ноябре 2006 года второй прототип выполнил свой первый полет на заводском аэродроме в Камери, Италия.


Все гражданские летательные аппараты обязаны пройти процедуру сертификации на безопасность полетов. В случае с ВА609 сертификация будет связана с разрешением множества проблем, ибо ВА609 не просто новый аппарат, а аппарат нового класса, процедура сертификации которого нигде не прописана. В 2007 году FAA предложила сформулировать сертификационные требования к ВА609 как к «конвертоплану с несколькими подъемно-маршевыми ТВД». Крайне сложно определить, насколько конвертоплан является самолетом и насколько вертолетом с юридической точки зрения сертификации. Компания «Bell» по вопросу сертификации также обратилась в европейскую Объединенную авиационную администрацию (Joint Aviation Authorities), но вскоре, столкнувшись с европейской бюрократией, «Bell» сняла вопрос о сертификации своего изделия в JAA.К началу 2011 года процедуру сертификации конвертоплана прописали в целом, но не детально.ВА609 все еще не сертифицирован, а его рыночная стоимость не оглашена. «Bell» почти готова отказаться от дальнейшего участия в проекте, но концерн «Finmeccanica», чьей дочерней компанией является «Agusta», намерен продолжить работы.